Решение Верховного Суда РФ от 29.08.2007 N ГКПИ07-688 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2007 г. N ГКПИ07-688

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,

установил:

согласно пункту 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним на "Вы", называя "гражданин", "гражданка" и далее по званию либо занимаемой должности;

пунктом 17 настоящих Правил установлено, что работники учреждений обращаются к осужденным на "Вы" и называют их "осужденный", "осужденная", "гражданин", "гражданка" и по фамилии.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил, ссылаясь на то, что они запрещают обращаться к работникам исправительного учреждения и другим лицам, посещающим исправительное учреждение, а также к осужденным по имени и отчеству.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 9, ч. 1, 2 ст. 10, ч. 2 ст. 12 УИК РФ и ч. 1 ст. 19 ГК РФ.

П. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители заинтересованных лиц Министерства юстиции Российской Федерации Сайкин С.В., Башилова В.Е., Генеральной прокуратуры РФ Акимов С.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, приняты федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции и прав осужденных не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минюста России Сайкина С.В., Башиловой В.Е., Генеральной прокуратуры РФ Акимова С.К., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г. (регистрационный номер 7161) и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 21 ноября 2005 г., N 47.

Правила регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений (пункт 1).

Доводы заявителя о противоречии пунктов 16, 17 Правил положениям Конституции Российской Федерации являются несостоятельными.

Статьей 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3).

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Порядок обращения между осужденным и работником исправительного учреждения, установленный пунктами 16, 17 Правил, по своему содержанию ограничением не является, он лишь конкретизирует корреспондирующие друг с другом положения части 4 статьи 11 УИК РФ, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным; и части 2 статьи 12 УИК РФ, согласно которой осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания.

Предусмотренный Правилами порядок обращения друг к другу не может рассматриваться как унижающий человеческое достоинство, поскольку не предполагает ненадлежащего обращения с осужденными и не преследует цель оскорбить или унизить их. Оспариваемые нормативные положения не исключают возможность обращения осужденного к персоналу исправительного учреждения или другим лицам, посещающим данное учреждение, по имени и отчеству.

Ссылка заявителя на часть 1 статьи 19 ГК РФ не может быть признана правильной, поскольку отношения П. с работниками исправительного учреждения являются административно-правовыми и в силу части 1 статьи 2 ГК РФ не могут быть предметом регулирования гражданского законодательства.

Если осужденный не согласен с наложенным на него взысканием, то он вправе обжаловать его как в административном, так и в судебном порядке.

Неправильное применение должностными лицами исправительного учреждения положений пунктов 16 и 17 Правил не может расцениваться как незаконность самой нормы.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, заявление П. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области