ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N АКПИ13-251
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" за 2006 N 13, "Российской газете" 5 апреля 2006 г.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители (абзац второй); другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (абзац третий).
К. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации абзац третий подпункта "а" пункта 17 Правил в части, предусматривающей признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и иных лиц, постоянно проживающих совместно с данным гражданином, лишь в судебном порядке. По мнению заявителя, названная норма в оспариваемой части не соответствует пунктам 1 и 4 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые допускают ограничение права граждан в семье только на основании федерального закона и не устанавливают необходимость судебного порядка для признания гражданина членом семьи, и нарушает его право на включение в состав участников подпрограммы с учетом всех граждан, вселенных им в качестве членов семьи в принадлежащее ему жилое помещение. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен.
Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее на основании поручения от 22 марта 2013 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, указало на то, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части не снижают уровень жилищных прав, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, не могут противоречить нормам Семейного кодекса Российской Федерации, имеющего иной предмет регулирования, прав и свобод заявителя не нарушают.
Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица С.А., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, принятым во исполнение предоставленных полномочий, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами, отдельная норма которых оспаривается заявителем.
Пункт 17 Правил определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "а" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, к их числу относится заявитель, уволенный со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по состоянию здоровья.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому другие родственники (помимо супруга, детей и родителей собственника жилого помещения), нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации также допускает возможность признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма при условии, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Жилищное и иное законодательство Российской Федерации не определяют учреждения либо другие организации, правомочные выдавать надлежащие документы, удостоверяющие названный факт, и возможность получения гражданином таких документов отсутствует.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку отсутствует возможность получения гражданином - участником подпрограммы надлежащих документов, удостоверяющих факт вселения перечисленных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 17 Правил в качестве членов его семьи, то в силу приведенной процессуальной нормы данный факт, имеющий юридическое значение, устанавливается судом.
Следовательно, оспариваемое нормативное положение, предусматривающее судебный порядок признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан членами семьи гражданина - участника подпрограммы, основано на нормах федерального закона и соответствует им.
Ссылки заявителя на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" не имеют правового значения при оценке законности нормы, отсылающей к судебному порядку признания юридически значимого факта. В этом постановлении содержатся разъяснения об обстоятельствах, которые подлежат установлению судом, в том числе по делам, связанным с признанием граждан членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения.
Нельзя согласиться и с доводом о нарушении требований пунктов 1 и 4 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации. Абзац третий подпункта "а" пункта 17 Правил не ограничивает права граждан в семье, устанавливает в соответствии с нормами федерального закона и применительно к условиям подпрограммы условия отнесения граждан к членам семьи гражданина - участника подпрограммы.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, по-иному определяющего порядок и условия признания лиц членами семьи гражданина Российской Федерации, имеющего право на получение удостоверяемой сертификатом социальной выплаты, не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области