ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. N ВКГПИ12-15
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И., при секретаре Б.Н., с участием представителей Министра обороны Российской Федерации - советника Департамента претензионной и судебно-правовой работы Минобороны России Б.С., Министерства юстиции Российской Федерации - аналитика отдела государственного реестра нормативных правовых актов Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов М.В.И., старшего военного прокурора 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры О., рассмотрев гражданское дело по заявлению Щ., поданного его представителем М.В.В., о признании подпункта "д" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, незаконным и недействующим,
установила:
военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации Щ. через своего представителя М.В.В. обратился с указанным заявлением в Верховный Суд Российской Федерации. При этом указал, что 25 октября 2011 года он направил в адрес Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации соответствующее заявление в порядке положений Постановления Правительства Российской Федерации N 512 от 29 июня 2011 года о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. В принятии на учет ему было отказано в связи с непредоставлением им выписки из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов с мест жительства его и членов семьи за последние пять лет до подачи заявления, как это предписано в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280(далее Инструкция).
Обосновывая свои требования, он утверждает, что оспариваемая им Инструкция в указанной части противоречит положениям ст. ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ, подпункту 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", части 6 статьи 7 и статье 9 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В возражениях на заявление представитель Министра обороны РФ Б.С., как и представитель Министерства юстиции РФ М.В.И., полагая, что указанная в заявлении Щ. норма Инструкции не противоречит действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
В связи с ходатайством заявителя и его представителя гражданское дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Щ. и его представителя М.В.В.
В судебном заседании представитель Министра обороны Российской Федерации Б.С. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что подпункт "д" пункта 1 Инструкции принят Министром обороны РФ в рамках его компетенции. Указанная правовая норма не нарушает прав и законных интересов заявителя, и не противоречит ни законодательным актам в области жилищных прав граждан, ни Федеральному закону "О статусе военнослужащих", ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Министерства юстиции РФ М.В.И. в суде пояснил, что, регистрируя 27 октября 2010 года за N 18841 приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны РФ и Минюста России, заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры О., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что заявление Щ. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В части 4 той же статьи Жилищного кодекса указано, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. То есть действующая норма данного закона без каких-либо изъятий возлагает на заявителя обязанность представлять все необходимые документы для принятия на жилищный учет. В то же время положения статьей 51, 53 ЖК РФ, на которые ссылается Щ. в обоснование своих требований, названные вопросы не регулируют. Ссылка заявителя на подпункт 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым, по его мнению, документы, указанные в подпункте "д" пункта 1 Инструкции, должен истребовать орган, куда он обратился с заявлением, не может быть признана убедительной. Указанный закон регулирует общие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Что же касается регулирования жилищных отношений в связи с изданием названного законодательного акта, то статьей 16 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ внесены соответствующие изменения. В соответствии с ними для принятия на жилищный учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии его на учет, выдается расписка в получении от него этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, согласно внесенным изменениям, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
При этом в пункте 5 статьи 28 названного закона указано, что положения статьи 16 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года. Кроме того, пунктом 9 этой же статьи предписано установить, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2013 года регулирование в сфере жилищных отношений вопросов обеспечения реализации требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществляется законодательными актами Российской Федерации.
Как усматривается из поступившего заявления, Щ., обосновывая обстоятельства обращения в Верховный Суд РФ, сослался на отказ должностного лица ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении без предоставления заявителем ряда документов, в том числе выписок из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов с места жительства Щ. и членов его семьи за последние 5 лет до обращения в указанное ФГУ. При этом, подводя правовую базу такого обращения в ФГУ, заявитель правильно сослался на постановление Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512.
Однако анализ данного постановления показывает, что им, в частности, утверждены Правила о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечивающихся на весь срок военной службы жилыми помещениями, в соответствии с которыми (п. 3) установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых военнослужащим к заявлению о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Подпунктом "г" указанного пункта Правил предусмотрено обязательное требование предоставления выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые Щ. подпункт "д" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 в настоящее время соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, в том числе и его, а сам приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 принят в пределах компетенции названного министра, заявление Щ. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и частью 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления Щ., поданного его представителем М.В.В., о признании подпункта "д" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, незаконным и недействующим, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области