Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2008 N ГКПИ08-1528 <Об оставлении без удовлетворения заявления об отмене пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 22.02.2008 N 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года", в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2008 г. N ГКПИ08-1528

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова

при секретаре Е.Н. Бараненко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талевлина Андрея Александровича и Мироновой Натальи Ивановны об отмене пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года", в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС,

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р одобрена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Перечнем модернизируемых, расширяемых и вновь сооружаемых атомных электростанций к Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики предусмотрено сооружение Южно-Уральской АЭС (приложение N 4 к распоряжению).

Граждане Талевлин А.А. и Миронова Н.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р, в части планирования строительства Южно-Уральской атомной станции.

Как указывают заявители, оспариваемый правовой акт нарушает их конституционные и иные права, а именно: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на участие в обсуждении проектов программ в области использования атомной энергии; право на благоприятную окружающую среду; право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий; право на благоприятную среду обитания; право на радиационную безопасность.

В суде заявители Талевлин А.А. и Миронова Н.И. поддержали заявленные требования, и пояснили, что распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. N 215-р является решением о размещении и сооружении Южно-Уральской АЭС, которое принято без учета мнения граждан и итогов референдума.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации и Госкорпорации "Росатом" (поручение от 16 июля 2008 г. N ИС-П7-4270).

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Усков К.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что оспариваемое распоряжение издано Правительством Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы граждан.

Выслушав объяснения Талевлина А.А., Мироновой Н.И., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Ускова К.Г., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (часть 1 статьи 254 ГПК РФ).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 11 (ч. II), 17 марта 2008 г.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Так, в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительство Российской Федерации в целях обеспечения роста экономики и потребностей населения в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики осуществляет долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры рынка и формирует при этом Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства (пункт 1 статьи 32 Федерального закона).

Из содержания Федерального закона следует, что Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в одной из базовых отраслей экономики, каковой является электроэнергетика, вправе осуществлять сбалансированное планирование размещения электростанций и электросетевых объектов на основе оценки прогнозов электропотребления страны и ее регионов. Осуществление такого планирования не предполагает, что Правительство Российской Федерации при формировании Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства должно привлекать организации, в том числе общественные организации, и граждан к обсуждению данного правового акта.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года - это сбалансированный план размещения электростанций и электросетевых объектов на указанный период на основе оценки прогнозов электропотребления страны и ее регионов, конкретизирующий цели, задачи и основные мероприятия по развитию отрасли.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусматривает, что организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Оспариваемый акт Правительства Российской Федерации к таковым не относится и, следовательно, доводы заявителей о том, что акт принят в нарушение волеизъявления жителей города Челябинска, необоснованны.

Доводы заявителей о том, что распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. N 215-р является решением о размещении и сооружении Южно-Уральской АЭС, несостоятельны. На основании статьи 28 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 306 утверждены Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Согласно данным Правилам, утвержденные или одобренные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы являются одной из форм принятия решений о размещении и сооружении объектов (пункт 6). Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 605 утверждена федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года". Оспариваемое распоряжение не является решением о размещении и сооружении Южно-Уральской АЭС, а является планом размещения электростанций и электросетевых объектов и не корректирует федеральную целевую программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года".

Включение в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики является основанием для начала выполнения действий, предусмотренных Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 306, и необходимых для принятия Правительством Российской Федерации решения о размещении и сооружении Южно-Уральской АЭС.

Энергетической стратегией России на период до 2020 года определены следующие основные целевые ориентиры долгосрочной политики государства в электроэнергетике:

надежное снабжение экономики и населения страны электрической и тепловой энергией;

сохранение целостности и развитие Единой энергетической системы России, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте;

повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе современных технологий;

снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Одним из приоритетов Генеральной схемы в рамках установленных ориентиров долгосрочной государственной политики в сфере электроэнергетики является снижение техногенного воздействия электростанций на окружающую среду путем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, оптимизации производственной структуры отрасли, технологического перевооружения и вывода из эксплуатации устаревшего оборудования, увеличения объема природоохранных мероприятий на электростанциях, реализации программ по развитию и использованию возобновляемых источников энергии.

Формирование Правительством Российской Федерации плана размещения электростанций и электросетевых объектов не может нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду, радиационную безопасность и другие права.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, права либо свободы граждан не были нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Талевлина Андрея Александровича и Мироновой Натальи Ивановны об отмене пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года", в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области