Решение Верховного Суда РФ от 26.06.2013 N ВКГПИ13-21 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. N ВКГПИ13-21

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С.,

при секретаре - Р.,

с участием прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Д., представителя заявителя Г.Г. - З., представителя Министерства обороны Российской Федерации Ч. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Г. о признании противоречащим закону и недействующим абз. 3 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция),

установила:

Г.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта, который, по его мнению, в названной части противоречит Конституции Российской Федерации и ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Г.Г. утверждает, что из буквального содержания абз. 3 п. 10 Инструкции следует автоматическое включение в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, ранее принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 г. и до даты вступления в силу Инструкции. В дальнейшем военнослужащий может быть снят с данного учета по основаниям, установленным п. 10 Инструкции.

В то же время жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации при передаче жилищных дел из воинских частей проводится новая процедура принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях с проверкой оснований для включения в соответствующие списки. При наличии недостатков принимается решение об отказе во включении в Единый реестр, а не о снятии с учета.

Аналогичное толкование оспариваемой нормы дано Краснодарским гарнизонным военным судом в решении от 27 ноября 2012 г. по заявлению Г.Г.

В связи с изложенным заявитель считает абз. 3 п. 10 Инструкции противоречащим действующему законодательству.

Представители Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания Г.Г. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия. При этом заявитель установленным порядком оформил доверенность представлять его интересы в данном судебном заседании З., который поддержал требования заявителя и пояснил следующее.

По мнению З., должностные лица ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, куда обратился Г.Г. с заявлением о восстановлении его в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, неправильно толкуют и применяют оспариваемый пункт Инструкции.

В частности, при передаче списков военнослужащих, жилищных дел из воинских частей в указанное ФГУ, по сути, проводится новая процедура принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилье с проверкой оснований для включения в эти списки, а не автоматическое включение в Единый реестр. При наличии недостатков, замечаний принимается решение об отказе во включении в Единый реестр, а не о снятии с учета, хотя эти два понятия отличаются друг от друга.

Далее З. пояснил, что, не оспаривая в принципе законность принятой Инструкции, вместе с тем считает, что неправильное толкование, придаваемое данному нормативному акту правоприменительной практикой, явилось причиной пересмотра ранее принятого решения о признании Г.Г. нуждающимся в получении жилого помещения и нарушения права заявителя.

В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, соответственно, Ч. и Г.И. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.

При этом Ч. также пояснил, что положения норм оспариваемого абзаца не могут рассматриваться, как не совместимые с требованиями жилищного законодательства и противоречащие конституционным принципам, обеспечивающим защиту конституционных прав на жилище. Более того, абз. 3 п. 10 Инструкции полностью соответствует положениям ст. 56 ЖК РФ и прав заявителя не нарушает.

Выслушав выступления представителя заявителя Г.Г. - З., объяснения представителя заинтересованного лица - Министра обороны РФ Ч., а также представителя Министерства юстиции РФ Г.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора подполковника юстиции Д., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Г.Г. отказать, Военная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 г. N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. (регистрационный N 18841) и опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2010 г. N 246.

Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с абз. 3 п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

Предусмотренные данным пунктом основания снятия военнослужащего с жилищного учета полностью воспроизводят установленные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, оспариваемая норма, предусматривающая гарантии сохранения права военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, при отсутствии предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований для снятия с такого учета, не может рассматриваться как противоречащая закону, в том числе ст. 6 Жилищного кодекса РФ, регулирующей действие жилищного законодательства во времени, и нарушающая права заявителя.

При этом следует отметить, что до издания Инструкции порядок постановки и снятия военнослужащих с жилищного учета регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, в соответствии с которой учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1297 Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу.

После вступления в силу Инструкции полномочия по жилищному учету военнослужащих в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 переданы уполномоченному органу - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов.

При этом военнослужащие, принятые на жилищный учет в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом.

Данная процедура оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 5, 52 и 56 Жилищного кодекса РФ уполномоченный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации не только вправе, но и обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении этого вопроса.

Следовательно, реализация данной функции при принятии решения о внесении военнослужащих в Единый реестр полностью основана на вышеприведенных требованиях закона.

С учетом изложенного неправильное, по мнению представителя Г.Г. - З., толкование, придаваемое оспариваемому нормативному акту правоприменительной практикой, в соответствии с которым пересмотрено ранее принятое решение о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, не может являться основанием для признания этой нормы противоречащей действующему законодательству.

Разрешение вопроса о проверке законности действий должностных лиц уполномоченного жилищного органа Министерства обороны РФ по ограничению прав заявителя, связанных с отказом во включении его в Единый реестр, в соответствии со статьей 27 ГПК РФ в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции не входит.

В случае несогласия с решением, действием (бездействием) указанных должностных лиц заявитель вправе оспорить их в гарнизонном военном суде по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица (статья 254 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявления Г.Г. о признании противоречащим закону и недействующим абз. 3 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области