ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. N АКПИ13-509
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 3 Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70, приложения N 1 к Правилам, в части установления "процента стойкой утраты общей трудоспособности",
установил:
в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) медицинская организация представляет в учреждение медико-социальной экспертизы копию приказа (выписку из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с болезнью.
В приложении N 1 к Правилам приведен перечень увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности в процентах стойкой утраты общей трудоспособности.
Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 3 Правил и приложения N 1 к Правилам, в части установления "процента стойкой утраты общей трудоспособности".
Как указывает заявитель, он проходил службу сотрудником МВД России и является инвалидом вследствие военной травмы с сентября 2006 г. Перед увольнением из органов внутренних дел при освидетельствовании военно-врачебной комиссии ему была установлена категория годности к службе "В" - ограниченно годен к службе. За выплатой ежемесячной денежной компенсации в силу своей правовой неосведомленности он не обращался.
Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 10 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и препятствуют реализации его права на получение ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением при выполнении служебных обязанностей увечья.
Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 17 мая 2013 г. N РД-П4-3278).
Представители Правительства Российской Федерации Л., К., Ч., Я. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Л., К., Ч., Я., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется Правительством Российской Федерации (статья 82).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70 утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 11 февраля 2013 г., N 6.
Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает основания прекращения или расторжения контракта. В силу пункта 1 части 3, части 10 статьи 82 указанного Федерального закона контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. При наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности.
Следовательно, предусмотренное подпунктом "в" пункта 3 Правил требование о представлении в учреждение медико-социальной экспертизы копии приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел в связи с болезнью соответствует законодательству, регулирующему отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением.
Федеральный закон "О полиции" является специальным законом, который устанавливает дополнительную социальную гарантию для сотрудника полиции. В соответствии с частью 6 статьи 43 названного Федерального закона в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.
Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 декабря 2005 года N 523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
В пункте 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен способ определения размера возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который предусматривает, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
Так, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливая правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяя порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях, под профессиональной трудоспособностью понимает способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а степень утраты профессиональной трудоспособности - это выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (статья 3).
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Служба в органах внутренних дел согласно Федеральному закону "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в органах внутренних дел, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (статья 9).
Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия. Денежное довольствие сотрудников согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Из содержания части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" следует, что сотруднику полиции выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия.
В приложении N 1 к Правилам Правительство Российской Федерации установило перечень увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел устанавливается стойкая утрата трудоспособности с учетом различной тяжести телесных повреждений, и установило способ определения размера возмещения утраченного сотрудником органов внутренних дел денежного довольствия в процентах стойкой утраты общей трудоспособности, что соответствует действующему законодательству, определяющему правовое положение сотрудников органов внутренних дел.
Если заявитель полагает, что получение увечья явилось препятствием для дальнейшего прохождения им службы в органах внутренних дел и он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении им служебных обязанностей, то оспариваемые положения нормативного правового акта не препятствуют Б. обратиться в суд с требованиями о возмещении такого вреда.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Б. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 3 Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70, приложения N 1 к Правилам, в части установления "процента стойкой утраты общей трудоспособности", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области