Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2010 N ГКПИ09-1672 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1672

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 1 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360,

установил:

Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360, согласно их пункту 1 (в редакции от 16 июля 2009 г.), определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод (далее соответственно - договор о подключении, объект капитального строительства, сети инженерно-технического обеспечения).

В., являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Правил недействующим в части, включающей в предмет их регулирования отношения, связанные с заключением, изменением и исполнением договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газоснабжения.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что Правительство Российской Федерации на основании статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая сети газоснабжения, и не наделено полномочием регулировать отношения, связанные с заключением и исполнением публичных договоров о подключении к сетям газоснабжения; статья 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которой издано оспариваемое Постановление, уполномочивает Правительство Российской Федерации устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры, к объектам этой системы не относятся производственные и имущественные объекты, используемые в сфере газоснабжения. Считает нарушенными свои права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт изменяет распределение обязанностей по договору о подключении к сетям газоснабжения, а также допускает свободное определение платы по такому договору в нарушение статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 указанного Федерального закона.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 28 января 2010 г., в письменных возражениях указало на то, что договор о подключении к сетям газоснабжения является публичным договором, порядок его заключения и исполнения определен в оспариваемых Правилах, осуществляющих единое регулирование вопросов, связанных с заключением и исполнением публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, порядок же определения и предоставления технических условий, подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к сетям газоснабжения, а также плата за подключение установлены соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83.

Выслушав объяснения В., его представителей Е. и Ш., возражения представителей Правительства Российской Федерации А.Э., А.Г., П., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемые Правила утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение полномочия, предоставленного ему пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливающего основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Распространение действия этих Правил на отношения, связанные с заключением и исполнением договора о подключении к сетям газоснабжения, не входящим в систему коммунальной инфраструктуры, не может служить основанием для признания их в оспариваемой части незаконными.

Договор о подключении к сетям газоснабжения заключается коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации такой договор признается публичным договором. Согласно пункту 4 этой же статьи Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

По своей правовой природе договор о подключении к сетям газоснабжения сходен с договором о подключении к другим сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод), входящим в систему коммунальной инфраструктуры, в отношении которых Правительство Российской Федерации утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (пункт 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").

Единое регулирование отношений, связанных с подключением объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения независимо от отнесения их ко всем системам коммунальной инфраструктуры, осуществлено в части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Исходя из приведенных законоположений в их взаимосвязи, Правительство Российской Федерации при отсутствии нормативных правовых актов, определяющих порядок заключения и исполнения публичного договора о подключении к сетям газоснабжения, вправе было распространить на эти отношения действие Правил, регулирующих порядок заключения и исполнения публичного договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры.

Довод заявителя о том, что осуществленное правовое регулирование изменило распределение обязанностей по договору о подключении к сетям газоснабжения, а также допускает свободное определение платы по такому договору, не соответствует действительности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360, которым утвержден оспариваемый нормативный правовой акт, не отменяет и не изменяет утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Именно в соответствии с этими Правилами должны определяться технические условия, критерии подключения, а также плата за подключение объекта к сетям газоснабжения.

Представители Правительства Российской Федерации в письменных возражениях и объяснениях в судебном заседании также указали на то, что данные отношения регулируются названными Правилами, согласно которым цены на врезку в сеть газораспределительной организации новых газопроводов определяются на основании тарифов, утверждаемых органами местного самоуправления для данной организации.

Поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному закону и прав заявителя не нарушает, в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления В. о признании частично недействующим пункта 1 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области