ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2009 г. N ГКПИ09-557
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз "Родина" о признании частично недействующими пунктов 50, 70, 71 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (ред. от 30 июля 2009 г.),
установил:
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее - Правила оптового рынка). В настоящее время действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 626. Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства РФ, 3 ноября 2003 г., N 44, ст. 4312.
Пунктами 50, 70, 71 Правил оптового рынка установлено следующее.
С 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в утвержденном в установленном порядке в 2006 году прогнозном балансе на 2007 год с учетом положений пункта 52 данных Правил и предусмотренных данными Правилами особенностей формирования объемов электрической энергии для поставки населению: с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов; с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов; с 1 января по 30 июня 2008 г. - от 80 до 85 процентов; с 1 июля по 31 декабря 2008 г. - от 70 до 75 процентов; с 1 января по 30 июня 2009 г. - от 65 до 70 процентов; с 1 июля по 31 декабря 2009 г. - от 45 до 50 процентов; с 1 января по 30 июня 2010 г. - от 35 до 40 процентов; с 1 июля по 31 декабря 2010 г. - от 15 до 20 процентов. С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам (абзацы третий - пятый пункта 50).
Участники оптового рынка самостоятельно определяют цены и объем поставки электрической энергии по свободным договорам с учетом выполнения требований, установленных данными Правилами (абзац 1 пункта 70).
Поставщик, заключивший свободный договор, обязан поставить покупателю электрическую энергию в определенном в договоре объеме по установленной договором цене путем включения всего (части) этого объема в плановое почасовое производство поставщика и приобретения оставшейся части этого объема на оптовом рынке, если иное не установлено в указанном договоре. Каждый покупатель (поставщик) вправе купить (продать) электрическую энергию по свободному договору исключительно у участников оптового рынка, функционирующих в границах соответствующей ценовой зоны (пункт 71).
Сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Родина" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 50, 70, 71 Правил оптового рынка как противоречащих пунктам 1, 2 статьи 1, пункту 1 статьи 2, пункту 5 статьи 3, абзацу второму пункта 1 статьи 10, статье 424, пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, пункту 2 части 1 статьи 6, пунктам 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), абзацам 1, 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ), пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике"), нарушающих закрепленное гражданским законодательством равенство участников гражданско-правовых отношений, ставя колхоз и других энергопотребителей в неравные экономические условия, а также дающие право естественной монополии - энергоснабжающей организации злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Заявитель считает, что самостоятельное определение гарантирующим поставщиком или иной энергосбытовой компанией свободной части цены на электрическую энергию в договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии при покупке электрической энергии на оптовом рынке и последующей продажи ее розничным потребителям нарушает права потребителей.
В судебном заседании представитель заявителя Морозова Н.Г. уточнила заявленные требования и просила признать недействующими абзацы третий - пятый пункта 50, абзац первый пункта 70, пункт 71 Правил оптового рынка.
Правительство РФ поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам (поручение от 17 июня 2009 г. СС-П9-3330).
Представители Правительства РФ Макаров А.А., Усков К.Г., Бальжиров Б.В., Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. с предъявленными требованиями не согласились, просили оставить их без удовлетворения и пояснили, что Постановление издано Правительством РФ в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, в форме, в которой Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, оспариваемые положения соответствуют статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ) и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2). Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке; утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию (часть 1 статьи 5).
Данный Закон утрачивает силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике" (1 января 2011 года).
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона "Об электроэнергетике" правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются данным Законом, а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ установлено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до 1 января 2011 г.) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством РФ (статья 6).
В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 утверждены Правила оптового рынка, т.е. в пределах предоставленных полномочий.
В связи с чем необоснованным является довод заявителя о противоречии Правил оптового рынка пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ Правительство РФ устанавливает предельный объем электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). До 1 января 2011 года продажа такого объема электрической энергии (мощности) должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения, и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения; определяет перечень зон оптового рынка, совпадающих с территориями одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам. В течение переходного периода реформирования электроэнергетики в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
Таким образом, наделяя Правительство РФ правом установить предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии, законодатель тем самым допускает возможность торговли электрической энергией на оптовом рынке как по регулируемым ценам (тарифам), так и по свободным (нерегулируемым) ценам, а с 1 января 2011 г. только по свободным ценам.
Оспариваемые заявителем абзацы третий - пятый пункта 50 Правил оптового рынка (в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.04.2007 N 205, от 28.06.2008 N 476), устанавливающие доли электрической энергии от объема производства электрической энергии, поставляемой по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке, по своему содержанию полностью соответствует статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ.
Не противоречат оспариваемые положения и пункту 1 статьи 424 ГК РФ, согласно которому исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Довод заявителя о противоречии федеральному законодательству пунктов 70, 71 Правил оптового рынка является необоснованным.
Одним из основных принципов организации оптового рынка согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" является свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (пункт 2 статьи 30).
В соответствии со статьей 32 данного Закона на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка. Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности (пункт 1). На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность: определение цен покупки и продажи электрической энергии и мощности на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора ценовых заявок; самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности (пункт 2).
Из приведенных норм следует, что участники оптового рынка самостоятельно определяют цены и объем поставки электроэнергии по двусторонним договорам.
Пункты 70, 71 Правил оптового рынка регулируют особенности осуществления купли-продажи электрической энергии по свободным договорам и проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.
Применительно к Правилам оптового рынка свободный договор - это торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам на основании двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии или электрической энергии и мощности (подпункт "б" пункта 3).
Абзац 1 пункта 70 и пункт 71 Правил оптового рынка, устанавливающие право участников оптового рынка самостоятельно определять цены и объем поставки электрической энергии по свободным договорам, не противоречат приведенным нормам федерального закона.
Несостоятельной является ссылка заявителя на несоответствие оспариваемых пунктов Правил оптового рынка принципу обеспечения баланса экономических интересов, поскольку гарантирующий поставщик, приобретая часть объема электрической энергии на оптовом рынке по свободным ценам, продает ее на розничном рынке также по свободным ценам.
Самостоятельное определение цены и объема поставки электрической энергии по свободным договорам, предусмотренное пунктами 70, 71 Правил оптового рынка, не нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип свободы договора (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 424 ГК РФ) и не ограничивает конкуренцию (часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции").
Нарушение прав заявителя неправильным толкованием и применением оспариваемых норм не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим. Заявитель не лишен права защищать свои нарушенные права в ином судебном порядке.
Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушает права энергопотребителей, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз "Родина" о признании частично недействующими пунктов 50, 70, 71 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (ред. от 30.07.2009), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области