Решение Верховного Суда РФ от 25.07.2007 N ГКПИ07-648 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
    при секретаре                                     Якиной К.А.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карди" о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621,

установил:

согласно пункту 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).

ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2 Правил недействующим, ссылаясь на то, что федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, во исполнение которых был издан Приказ N 621, обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для организаций, имеющих опасные производственные объекты, в противоречие с этими нормативными актами оспариваемая норма расширяет границы применения требований по разработке указанных планов, распространяя действие Правил на организации, эксплуатирующие суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, вследствие чего создаются препятствия для осуществления нормальной экономической деятельности таких организаций, каковой и является ООО "Карди".

В судебном заседании представители заявителя Божко В.В., Катунин Д.П., Червяков Р.В. поддержали вышеизложенные требования, дополнительно указав на то, что оспариваемая норма распространяет действие Правил и на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, то есть на организации, не упомянутые ни в одном нормативном правовом акте большей юридической силы.

Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Карчков А.М., Подлесская Т.И. и Министерства юстиции Российской Федерации Мокрова Е.А. возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации.

Обсудив доводы представителей заявителя и представителей заинтересованных лиц, проанализировав оспариваемый пункт Правил, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 18.12.2006), определяющий общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в этой области, устанавливает, формулируя основные принципы, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7), вменяет в обязанности организаций планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18.12.2006) установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. При этом в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 3, 10, 12, 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, статей 4, 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, издало ряд постановлений, в которых, в частности, определило порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализуя свои полномочия, МЧС России утвердило Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем, установившие общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определило порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.04.2005, регистрационный N 6514, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25.04.2005, N 17.

Распространение действия этих Правил на организации, независимо от форм собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов, не является произвольным, основано на нормах вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и принятых в их развитие постановлений Правительства Российской Федерации.

Пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (в редакции Постановления от 15.04.2002, N 240), прямо предусмотрено, что планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов; указано на полномочие МЧС России определять требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Обязанность организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, что непосредственно связано с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, вытекает из взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.

Положением о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок грузов, отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "г" пункта 4).

В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (в редакции от 03.10.2006) во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.

Довод представителей заявителя о необоснованном распространении действия Правил на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, не соответствует подпункту "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, подпункту "а" пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 595 (в редакции от 26.01.2007), относящим к опасным (пожароопасным) производственным объектам объекты, на которых используются горючие жидкости.

Кроме того, ООО "Карди" осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов, вследствие чего включение в оспариваемую норму термина "использование" не затрагивает его прав и свобод.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Карди" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области