Решение Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N АКПИ18-741 <Об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2018 г. N АКПИ18-741

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А. об оспаривании перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Приказ, Перечень соответственно). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный номер 27154, и опубликован в "Российской газете" 25 февраля 2013 г., N 40.

Перечень представлен в виде таблицы, в которой последовательно перечислены девять наименований заболеваний и соответствующие им коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее также - МКБ-10). В строке с наименованием заболевания "Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева" указаны коды заболевания A15; A17 - A19.

С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим Перечня в части невключения в него кода заболевания A16, ссылаясь на его противоречие статьям 4, 6, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункту 6 статьи 2, части 3 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что администрацией г. Абакана он был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с наличием у него тяжелой формы хронического заболевания с кодом __. После проведенного лечения и обследования 30 июня 2017 г. его диагноз был изменен на заболевание с кодом __, впоследствии из администрации г. Абакана поступило уведомление от 9 сентября 2018 г. N 237 об исключении его из внеочередного списка нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на внеочередное получение жилого помещения, со ссылкой на вступление в силу с 1 января 2018 г. Перечня, который в оспариваемой части нарушает его права.

Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что Перечень издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их государственной регистрации и опубликованию, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Административный истец С.А. и его представитель К. в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, заявив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации А.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. не признали административный иск.

Обсудив доводы административного истца С.А., выслушав возражения представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации А.А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., показания свидетеля С., проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) перечень тяжелых форм хронического заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (пункт 1, подпункт 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608).

Таким образом, Перечень утвержден Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение требований федерального закона, в соответствии с полномочиями данного федерального органа исполнительной власти и с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.

Согласно пункту 2 Приказа, которым утвержден Перечень, он вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Вступившим в силу с 1 января 2018 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 признано утратившим силу. Следовательно, с указанной даты Перечень введен в действие.

Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливает Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", согласно пункту 5 статьи 14 которого больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Из содержания статьи 1 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" следует, что туберкулез является инфекционным заболеванием, вызываемым микобактериями туберкулеза, под его активной формой подразумевается туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований, а под заразной формой - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.

Оспариваемый перечень содержит наименование заболевания "Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева" и соответствующие ему коды заболеваний по МКБ-10 A15, A17 - A19. По названной международной классификации код заболевания A16 (A16.0 - A16.9) включает заболевание - туберкулез органов дыхания, не подтвержденный бактериологически или гистологически.

Согласно пункту 2.2 Инструкции по организации диспансерного наблюдения и учета контингентов противотуберкулезных учреждений, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. N 109, бактериовыделителями являются больные активной формой туберкулеза, у которых в выделяемых во внешнюю среду биологических жидкостях организма и (или) патологическом материале обнаружены микобактерии туберкулеза.

Пунктом 2.3 приведенной Инструкции установлено, что прекращение бактериовыделения ("абациллирование") представляет собой исчезновение микобактерий туберкулеза из биологических жидкостей и патологического отделяемого из органов больного, выделяемых во внешнюю среду. Необходимо подтверждение двумя отрицательными последовательными бактериоскопическими и культуральными (посев) исследованиями с промежутком в 2 - 3 месяца после первого отрицательного анализа.

Как следует из информации, представленной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" (л.д. 74 - 78), показаний свидетеля С. бактериовыделение имеет место при заболеваниях, содержащихся в МКБ-10 под кодами A15, A17 - A19.

Оспариваемое нормативное положение, вопреки доводам административного истца, не допускает неоднозначного толкования, а также не носит дискриминационного характера, так как не содержит объективно необусловленных различий в правовом регулировании относительно наличия у граждан активных (заразных) и иных форм туберкулеза легких.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Подпунктом "а" пункта 3 Порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892, установлено, что диспансерному наблюдению подлежат в том числе больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения).

Доводы о несоответствии в оспариваемой части Перечня статьям 4, 6, 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", пункту 6 статьи 2, части 3 статьи 5 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лишены правовых оснований.

Приведенные законоположения не устанавливают какого-либо перечня тяжелых форм хронических заболеваний, отличного от оспариваемого. В свою очередь, Перечень не содержит предписаний, входящих в противоречие с названными нормами законов.

То обстоятельство, что действующий до 1 января 2018 г. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, включал код заболевания A16, не имеет значения для оценки содержания оспариваемого нормативного правового акта, который не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, ранее действующий перечень в качестве тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусматривал также исключительно активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, к которым заболевание с кодом A16, включая его виды A16.0 - A16.9, не относится.

Доводы административного истца о незаконности, как он полагает, снятия его с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, требуют установления фактических обстоятельств, оценки правомерности такого решения конкретного органа, что к предмету настоящего административного дела не относится. Соответствующее правоприменительное решение может быть обжаловано административным истцом в общем порядке.

Оспариваемое нормативное положение не нарушает прав С.А. в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.А. об оспаривании Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области