Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2003 N ВКПИ03-8 <Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконными (частично) п. 8 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.03.2002 N 168, а также раздела 5 (частично) Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 N 71>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2003 г. N ВКПИ 03-8

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации
    генерал-майора юстиции                           Хомчика В.В.,
    при секретаре -
    старшем лейтенанте юстиции                    Красовском А.А.,
    с участием заявителя                            Сутягина В.М.,
    представителя ответчика                          Деминой Н.И.,
    старшего военного прокурора отдела
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                             Ромашкина А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Сутягина Виктора Михайловича о признании незаконными (частично) п. 8 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 (частично) Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450),

установила:

Сутягин обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований заявитель утверждает, что положение о том, что граждане, уволенные с военной службы, могут приобрести жилое помещение с помощью сертификата только на территории субъекта Российской Федерации, где указанный сертификат выдан, нарушает его права на свободу передвижения и выбора места жительства, которые наравне с другими основными правами и свободами, в силу ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения. Ограничения прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, возможно только на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Заявитель Сутягин В.М. в судебном заседании полностью поддержал свои требования.

Представитель Правительства Российской Федерации Демина Н.И. возражала против удовлетворения жалобы Сутягина, указав, что Правительство Российской Федерации, издавая Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" и Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, не превысило своих полномочий, предусмотренных ст. 115 Конституции РФ. Указанные нормативные правовые акты, изданные Правительством РФ, не ограничивают права граждан на выбор места жительства.

Выслушав объяснения заявителя Сутягина В.М., представителя Правительства Российской Федерации Деминой Н.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ромашкина А.П., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Сутягина не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем предоставления им жилья по договору социального найма, но и путем получения безвозмездных субсидий на его приобретение за счет средств федерального бюджета.

Такое право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).

Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующие постановления, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Что же касается соответствия закону и Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм, то необходимо отметить следующее.

Абзацем третьим раздела 5 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" установлено, что расчетная стоимость приобретения жилого помещения по установленной социальной норме площади жилого помещения для семей различной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания (для граждан - участников Программы, государственные жилищные сертификаты которым выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата.

Абзацем вторым пункта 8 Правил выпуска и погашения ГЖС предусмотрено, что расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата).

Раздел второй Программы "ГЖС" предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют определенные категории граждан, уволенных с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Правилами (Постановление N 1054) предусмотрено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (п. 22 Правил, Постановление N 1054).

Местом жительства в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, это - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения. Место жительства гражданина находится в определенном населенном пункте и определенном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Возможность осуществления гражданином права на получение государственного жилищного сертификата действующее законодательство связывает не столько с решением гражданина, уволенного с военной службы, вопроса об избрании места жительства после увольнения с военной службы, сколько с нахождением его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в конкретном населенном пункте.

Оспариваемые заявителем нормы о расчете стоимости сертификата по средней рыночной стоимости 1 кв. м по месту получения сертификата полностью согласуются с общими принципами предоставления гражданам жилых помещений, с нормами Жилищного кодекса (ст. ст. 28 и 29 ЖК РСФСР) об обеспечении жильем граждан, постоянно проживающих в данном населенном пункте и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вопреки утверждению заявителя оспариваемые им нормы не нарушают прав гражданина на выбор места жительства, поскольку они не лишают гражданина, уволенного с военной службы, права изменить свое решение о выборе места жительства и улучшить свои жилищные условия по вновь избранному месту жительства, в том числе и за счет государственного жилищного сертификата.

Право на получение сертификата может быть реализовано гражданином только при соблюдении порядка, предусмотренного действующим законодательством, о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии в соответствии с существующей очередностью.

Установление указанного порядка не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства и в праве на жилище.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу, что требования Сутягина об оспаривании положений Программы и Правил по основаниям, которые указаны в его заявлении, удовлетворению не подлежат, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

Сутягину Виктору Михайловичу в удовлетворении жалобы о признании незаконными (частично) п. 8 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 (частично) Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области