Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2021 N АКПИ21-175 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 176 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2021 г. N АКПИ21-175

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующим пункта 176 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 773,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 16 ноября 2020 г. N 773 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 31 декабря 2020 г., регистрационный номер 62009, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2020 г.

Согласно пункту 176 Административного регламента при заполнении реквизитов паспорта используются заглавные буквы и арабские цифры. Написание дат производится по следующим правилам: число месяца - две цифры, далее точка, без пробела номер месяца - две цифры, далее точка и без пробела четыре цифры года.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 176 Административного регламента, ссылаясь на его противоречие статьям 1, 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", пункту 180 Административного регламента. Считает, что указанные в паспорте гражданина Российской Федерации, выданного ему <...> г., его фамилия, имя и отчество прописными (заглавными) буквами унижает его человеческое достоинство, так как воспроизводятся по правилам аббревиатуры, читаемой по заглавным буквам, или названия учреждения или организации, но не фамилии, имени и отчества живого человека.

В письменных возражениях на административное исковое заявление МВД России и Минюст России указали, что Административный регламент разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании административный истец К. и его представитель Л. поддержали заявленное требование.

Представитель МВД России И. и представитель Минюста России Б. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения административного истца К. и его представителя Л., возражения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации И., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Б., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", пункт 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828).

Пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации, относятся к полномочиям МВД России.

Полномочия МВД России по разработке и утверждению административного регламента, устанавливающего сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", определены Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

Таким образом, Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Административный регламент (пункт 1) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции МВД России, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции, с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке (пункт 2). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения (пункт 4). Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные этим положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные данным положением, является недействительным (пункт 6).

Доводы К. о противоречии пункта 176 Административного регламента статьям 1 и 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защита и развитие языковой культуры регулируются Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации".

В силу частей 1 и 2 статьи 1 поименованного закона государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации").

Частью 3 статьи 1 указанного закона установлено, что порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, выбор формы порядка утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и правил русской орфографии и пунктуации относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" Правительство Российской Федерации на основании рекомендаций Правительственной комиссии по русскому языку утверждает: список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации; требования к составлению словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации; концепцию государственной языковой политики Российской Федерации, а также определяет порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

При этом под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме.

В настоящее время Правительством Российской Федерации правила русской орфографии и пунктуации не утверждены.

Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", определяя русский язык в качестве государственного языка на всей территории Российской Федерации, который подлежит обязательному использованию при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, не устанавливает технических требований к оформлению таких документов, в том числе и порядок заполнения их реквизитов.

В свою очередь, ни указанный закон, ни Положение о паспорте гражданина Российской Федерации не содержат запретов на использование заглавных (прописных) букв при заполнении реквизитов паспорта гражданина Российской Федерации, а также каких-либо иных требований, отличных от оспариваемого Административного регламента. Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который бы определял иной порядок оформления документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, отсутствует.

Вопреки утверждениям административного истца пункт 176 Административного регламента не содержит предписаний, противоречащих положениям Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации".

По правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый нормативный правовой акт подлежит проверке на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (статья 215).

Довод административного истца о противоречии оспариваемого положения пункту 180 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.

Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения СССР в 1956 г., на которые ссылается К. в обоснование своих требований, не относятся к нормативным правовым актам большей юридической силы, на соответствие с которым может быть проверен оспариваемый акт.

Как следует из предисловия к Правилам русской орфографии и пунктуации, они тесно связаны с состоянием и законами развития грамматического строя языка и его словарного состава, при этом поименованные правила должны служить основным источником для всех составителей учебников, словарей русского языка, специальных словарей, энциклопедий и справочников; они должны быть необходимым практическим руководством для каждого, кто интересуется вопросами русского правописания.

Между тем названные Правила русской орфографии и пунктуации не регулируют порядок оформления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 176 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 773, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области