Решение Верховного Суда РФ от 23.04.2015 N АКПИ15-140 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минюста России от 01.07.2011 N 254 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N АКПИ15-140

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.Н.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению А. о признании недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 254 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации",

установил:

Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) издан приказ от 1 июля 2011 г. N 254 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации" (далее - Приказ).

Приказом утверждена форма статистической отчетности Минюста России N 5-1 "Сведения о нотариате в Российской Федерации" (приложение N 1) и форма статистической отчетности Минюста России N 5-2 "Сведения о финансовом обеспечении деятельности нотариусов" (далее - Форма N 5-2) (приложение N 2).

А., являющаяся _________ г. Москвы, занимающимся частной практикой, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Приказа недействующим в полном объеме, ссылаясь на то, что он издан с превышением предоставленной Минюсту России компетенции, не зарегистрирован и не опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 763), пунктом 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правил), а также пунктом 1 приказа Минюста России от 1 октября 2009 г. N 335 "О порядке опубликования приказов и распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации по основной деятельности, признанных не нуждающимися в государственной регистрации" (далее - Порядок), действовавшего на момент его издания, противоречит части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) и Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает права, свободы и обязанности граждан, а именно нотариусов. В обоснование своих требований заявитель указала, что исходя из показателя строки 1 "Общая сумма валового дохода нотариусов в отчетном периоде (тыс. руб.)" раздела 1 "Доходы нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности" Формы N 5-2 она обязана ежегодно сообщать в Московскую городскую нотариальную палату для последующей передачи в Минюст России сведения о своем валовом доходе. Между тем передача указанных сведений о нотариусах Минюсту России в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ не допустима без их согласия и возможна только в рамках налоговых правоотношений.

В судебном заседании А. и представляющий ее интересы адвокат Макарова О.В. требование поддержали.

Минюст России в письменных возражениях на заявление указал на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной ему законодательством Российской Федерации компетенции и не нарушает права и интересы заявителя.

Выслушав и обсудив доводы заявителя и его адвоката, возражения представителя Минюста России П.С., проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с которым Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере нотариата.

В силу положений статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате), подпункта 30.21 пункта 7 Положения Минюст России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

К компетенции Минюста России относится утверждение форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (подпункт 34 пункта 7 Положения).

Таким образом, Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий.

Доводы заявителя о том, что Минюст России превысил свои полномочия, утвердив формы статистической, а не ведомственной отчетности, основаны на неправильном толковании норм права.

Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" установлено, что официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета (часть 1 статьи 5). Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1).

Из приведенных норм следует, что Минюст России, являясь субъектом официального статистического учета, осуществляет формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности, которая включает и деятельность нотариата.

Следовательно, формирование официальной статистической информации в сфере деятельности нотариата является формированием ведомственной отчетности.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указанная конституционная норма конкретизирована в пункте 8 Указа Президента Российской Федерации N 763, закрепляющем, что обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пунктом 10 Правил установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Приказ не содержит положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, в связи с чем не нуждается в государственной регистрации и официальном опубликовании.

Нельзя признать состоятельной ссылку заявителя на нарушение пункта 1 Порядка, действовавшего на день издания Приказа, согласно которому приказы и распоряжения Минюста России по основной деятельности, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, подлежали опубликованию в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации с одновременным размещением на официальном интернет-сайте Минюста России.

Согласно пункту 17 Правил акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

По смыслу приведенных положений, в указанном порядке подлежали опубликованию лишь те акты Минюста России, которые были представлены на государственную регистрацию, но признаны не нуждающимися в такой регистрации. Приказ на государственную регистрацию не представлялся, не признавался Минюстом России не нуждающимся в регистрации, а потому не подлежал опубликованию в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации с одновременным размещением на официальном интернет-сайте Минюста России.

Необоснованными являются доводы заявителя о противоречии Формы N 5-2 требованиям Федерального закона N 152-ФЗ, запрещающим обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6).

Из пункта 1 статьи 3 названного закона следует, что персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В разделе 1 Формы N 5-2 отражаются общие сведения о доходах нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности по субъекту Российской Федерации, которые не могут быть отнесены к персональным данным.

Данные сведения во исполнение Приказа предоставляются государственными нотариальными конторами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации ежегодно к 15 июля в территориальные органы Минюста России по субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают их предоставление к 25 июля в Минюст России.

В силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, на который ссылается заявитель, любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну.

Общие данные о финансовом обеспечении деятельности нотариусов, содержащиеся в Форме N 5-2, по смыслу приведенной нормы НК РФ, не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку персонифицированные сведения о доходах нотариуса в Минюст России и его территориальные органы не поступают и в Форме N 5-2 не отражаются.

В соответствии со статьей 28 Основ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики. Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нотариус, являясь членом нотариальной палаты субъекта, обязан выполнять решения, принимаемые нотариальной палатой, и действовать в соответствии с ее уставом.

Учитывая, что Приказ не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления А. о признании недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 254 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области