Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2015 N АКПИ15-1071 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 7 пункта 14 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Приказом МЧС России от 01.10.2004 N 458>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N АКПИ15-1071

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующим подпункта 7 пункта 14 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2004 г. N 458,

установил:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 1 октября 2004 г. N 458 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение), текст которого приведен в приложении N 1 к приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован 15 октября 2004 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 6068, опубликован 25 октября 2004 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43.

Подпунктом 7 пункта 14 Положения предусмотрено, что начальник регионального центра МЧС России назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников в пределах своей компетенции. Данная норма действует в редакции приказа МЧС России от 11 января 2012 г. N 3, зарегистрированного 6 февраля 2012 г. в Минюсте России, регистрационный номер 23146, опубликованного 26 марта 2012 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13.

М., занимавший по 7 августа 2014 г. связанную с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России должность начальника оперативно-аналитического отдела федерального казенного учреждения Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта 7 пункта 14 Положения, ссылаясь на то, что наделение начальника регионального центра МЧС России полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы противоречит статье 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности". По мнению административного истца, ненадлежащая реализация таких полномочий начальником Южного регионального центра МЧС России привела к нарушению его трудовых прав.

МЧС России и Минюст России в возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемое нормативное положение принято в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Выслушав объяснения административного истца М., возражения представителя МЧС России Ш., представителя Минюста России С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение о МЧС России), согласно которому МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, разрабатывает и утверждает (устанавливает) положение о территориальном органе МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 1, 3, абзац третий подпункта 2 пункта 8).

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральной противопожарной службы, а также правами, закрепленными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, - в отношении лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; организует работу МЧС России, руководит деятельностью федеральной противопожарной службы; издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты; увольняет с военной службы (службы) военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и работников МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России. В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в него по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата МЧС России, организаций, находящихся в ведении МЧС России. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами МЧС России (подпункты 5, 9, 15, 26 пункта 12, пункт 14 Положения о МЧС России).

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан компетентным должностным лицом (Министром) в соответствии с предоставленными ему полномочиями в форме приказа и с соблюдением требований, предъявляемых к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, его регистрации и опубликования, установленных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России. Министр наделен правами и полномочиями, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации в части применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных ему лиц. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы применяют Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с правами и полномочиями, предоставленными им Министром в отношении подчиненных им лиц.

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему МЧС России и осуществляет свою деятельность через соответствующие органы управления, подразделения и организации, включая структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (пункт 1, подпункт 2 пункта 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385).

Согласно пункту 9.1, подпунктам "а", "г" пункта 9.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории, в типовом положении о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти определяются типовые правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами), осуществления полномочий руководителя территориального органа.

Исходя из приведенных выше нормативных предписаний, оспариваемый подпункт 7 пункта 14 Положения, наделяющий начальника регионального центра МЧС России полномочиями назначать на должность и освобождать от должности военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников в пределах своей компетенции, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, оспариваемое нормативное положение не было применено в отношении административного истца при его увольнении со службы, которое начальник Южного регионального центра МЧС России не производил, поэтому не может нарушать трудовые права М.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М. о признании частично недействующим подпункта 7 пункта 14 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2004 г. N 458, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области