Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2012 N АКПИ12-520 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпунктов "в", "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. N АКПИ12-520

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующими подпунктов "в", "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд",

установил:

подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" (далее - Постановление) установлено, что в случае если средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленная Министерством регионального развития Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, на территории которого приобретается (строится) жилое помещение, ниже предельной стоимости, то приобретение (строительство) жилых помещений осуществляется по средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной по субъекту Российской Федерации.

Подпункт "г" пункта 1 Постановления предусматривает, что превышение предельной стоимости допускается по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании мотивированного представления Министерства регионального развития Российской Федерации.

Л., являющийся пенсионером Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных предписаний, как противоречащих статьям 2, 3, 4, 16, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 158, 162, 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, и нарушающих его право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Заявитель полагает, что средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемая Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) по субъекту Российской Федерации, на территории которого приобретается (строится) жилое помещение, существенно занижена и не отражает его действительной рыночной стоимости и соответственно исключает возможность приобретения жилья ФСКН России для последующего предоставления заявителю. В связи с этим не обеспечивается результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными им бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Считает, что отсутствие норм, устанавливающих перечень документов, необходимых для принятия Правительством Российской Федерации решения о возможности превышения предельной стоимости 1 кв. метра общей жилой площади, не позволяет ФСКН России исполнить обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением.

Минрегион России, уполномоченный представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемое в части Постановление законодательству Российской Федерации не противоречит, принято в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает права и свободы заявителя.

Л., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав возражения представителей Минрегиона России П., М., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными абзацами третьим и пятым части первой статьи 13, абзацем вторым статьи 15 и абзацем вторым статьи 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социально-экономической сфере общественных отношений, связанных с использованием бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд, утвердило оспариваемое в части Постановление.

Закрепив в подпункте "а" пункта 1 данного Постановления положение о том, что стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения при приобретении (строительстве) федеральными органами исполнительной власти жилых помещений для федеральных государственных нужд не может превышать предельную стоимость, устанавливаемую на 2011 год в размере 30 тыс. рублей за 1 кв. метр, и определив в подпункте "б" этого пункта порядок индексации предельной стоимости на последующие годы, Правительство Российской Федерации было вправе, как лицо, ответственное за исполнение федерального бюджета и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики в Российской Федерации, осуществить нормативное регулирование и предусмотреть случай, когда средняя рыночная стоимость 1 кв. метра, установленная Минрегионом России по субъекту Российской Федерации, ниже предельной (подпункт "в" пункта 1), а также возможность приобретения жилья для федеральных государственных нужд по стоимости, превышающей предельную (подпункт "г" пункта 1).

Предписания оспариваемого подпункта "в" пункта 1 Постановления о приобретении (строительстве) жилых помещений по средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной по субъекту Российской Федерации, в случае, если эта стоимость ниже предельной, а также подпункта "г" пункта 1 Постановления, предусматривающего возможность превышения предельной стоимости по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании мотивированного представления Минрегиона России, направлены на обеспечение эффективности использования бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд и полностью согласуются с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленным в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Учитывая, что конечным результатом эффективного использования бюджетных средств является приобретение жилья для государственных нужд в целях улучшения жилищных условий граждан, оспариваемые нормативные положения корреспондируют требованиям пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающего органам государственной власти в пределах своих полномочий использовать бюджетные средства в указанных целях, в том числе путем строительства жилых помещений.

Таким образом, подпункты "в" и "г" пункта 1 Постановления с учетом специфики регулируемых ими отношений, хотя и направлены на обеспечение условий для осуществления права на жилище, вместе с тем непосредственно не устанавливают, не ограничивают и не отменяют права граждан в жилищной сфере, а также не препятствуют их реализации и поэтому не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

Доводы заявителя о том, что Минрегион России неправомерно устанавливает среднюю рыночною стоимость, используя Методику определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39, необоснованны, поскольку оспариваемые нормативные положения не содержат предписаний, определяющих размер и расчет средней рыночной стоимости. Следует также учитывать, что законность данной Методики подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007 г. N ___.

Утверждение о том, что оспариваемые нормы лишают ФСКН России и ее территориальные органы возможности реализовать бюджетные полномочия, установленные статьями 158 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и приобрести жилое помещение для предоставления его заявителю, связано с оценкой действий (бездействия) уполномоченных органов и должностных лиц в сфере приобретения жилья, необходимого для реализации гражданами жилищных прав, что не может служить основанием для признания нормативного правового акта или его части недействующими.

Статья 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка и не имеет общего с оспариваемыми нормами предмета правового регулирования, что исключает основания для вывода об их противоречии друг другу.

Не обоснован и довод заявителя о противоречии оспариваемых нормативных положений пункту 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, который не регулирует отношения, связанные с использованием бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд.

С учетом изложенного оспариваемые нормативные положения действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании недействующими подпунктов "в", "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области