Решение Верховного Суда РФ от 21.03.2012 N АКПИ12-118 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 Указа Президента РФ от 19.10.2011 N 1391 "О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. N АКПИ12-118

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующим пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1391 "О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325",

установил:

пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1391 (далее - Указ) в абзац второй пункта 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, внесены изменения, согласно которым при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются документы, подтверждающие переезд указанных лиц на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, в том числе вид на жительство.

Ч., гражданин Республики N, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Указа в части, определяющей вид на жительство в Российской Федерации в качестве единственного документа, подтверждающего переезд на постоянное жительство на территорию Российской Федерации лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство.

Полагает, что оспариваемое положение фактически возлагает на иностранного гражданина обязанность прожить на территории Российской Федерации до момента подачи заявления о приобретении гражданства в упрощенном порядке не менее двух лет, что не соответствует пункту 2 статьи 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 18-ФЗ, предусматривающему право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке независимо от срока проживания на территории государства - участника Соглашения (далее - Сторона) приобретаемого гражданства, а также статье 2 Соглашения, пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", статье 2, пункту "г" статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

В письменных возражениях на заявление представитель Президента Российской Федерации указал, что предусмотренные Соглашением международно-правовые нормы не являются нормами прямого действия, адресованы государствам-участникам, которые реализуют их путем унификации своих законодательств о гражданстве. Российская Федерация подписала в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г. Европейскую конвенцию о гражданстве (ETS N 166), которая устанавливает, что каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами (часть 1 статьи 3). Соглашение распространяется только на лиц, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию. Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянное проживание в Российской Федерации подтверждается только видом на жительство. Указ в оспариваемой части соответствует международным обязательствам России и действующему федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения Ч. и его представителя С., возражения представителя Президента Российской Федерации Г., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Президент Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные частью второй статьи 29 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", издал оспариваемый заявителем в части Указ. Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 24 октября 2011 г.

Статья 11 названного Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает основания приобретения гражданства Российской Федерации и в пункте "г" предусматривает возможность приобретения гражданства и по иным основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации, к которым относится и указанное выше Соглашение.

Соглашение закрепляет, что каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при определенных условиях; порядок, указанный в пункте 1 данной статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства; приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями данного Соглашения (пункты 1 и 2 статьи 1).

Из содержания приведенных положений следует, что российское гражданство в упрощенном порядке может быть приобретено не всеми гражданами других государств - участников Соглашения, а только теми из них, кто прибыл на территорию Российской Федерации на постоянное жительство. Порядок предоставления статуса лица, постоянно проживающего на территории Стороны приобретаемого гражданства, данным Соглашением не урегулирован, приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится с соблюдением требований национального законодательства государств-участников.

Следовательно, Соглашение не отменяет действие законодательства Российской Федерации о гражданстве и применяется в совокупности и неразрывном единстве с ним.

Статья 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает, что вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (абзац седьмой пункта 1); постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (абзац одиннадцатый пункта 1).

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определяет, что местом жительства иностранного гражданина является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 3 части 1 статьи 2); регистрация по месту жительства постоянно проживающих иностранных граждан осуществляется при наличии вида на жительство (подпункт "б" части 1 статьи 17).

Таким образом, документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации, является вид на жительство. Для приобретения гражданства Российской Федерации на основании указанного Соглашения недостаточно пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и наличия намерения приобрести гражданство, необходимо, чтобы иностранный гражданин приобрел статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Получение указанного статуса обеспечивает возможность подачи заявления о приобретении российского гражданства без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". С учетом этого утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого положения Указа пункту 2 статьи 1 Соглашения является необоснованным.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения статье 2 Соглашения, устанавливающей перечень документов, подлежащих представлению в соответствующие органы для приобретения гражданства, ошибочны, поскольку указанное Соглашение в силу его пункта 1 статьи 1 распространяет свое действие исключительно на лиц, прибывающих на постоянное жительство, которым и адресовано требование о представлении этих документов.

Необоснованна и ссылка заявителя на пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", закрепляющий приоритет в применении правил международного договора, в случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом.

Соглашение не раскрывает понятия "лицо, прибывающее на постоянное жительство" и не определяет порядок получения статуса лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, следовательно, не устанавливает иных правил, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о гражданстве и в полном соответствии с которыми издано оспариваемое в части нормативное положение Указа.

Таким образом, пункт 1 Указа в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству и не изменяет международные обязательства государств - участников Соглашения, прав и свобод заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующим пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1391 "О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области