Решение Верховного Суда РФ от 20.08.2015 N АКПИ15-734 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1212>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. N АКПИ15-734

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (далее - Правила). Данный нормативный правовой акт опубликован 30 января 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 5, ст. 596, 1 февраля 2012 г. в "Российской газете", N 20.

Абзацем четвертым подпункта "б" пункта 4 Правил к условиям предоставления субсидии отнесено обязательство российской авиакомпании по эксплуатации воздушного судна, полученного по договору лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, не менее 5 лет со дня получения воздушного судна по договору лизинга.

Общество с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" (далее - ООО "АК "ПАНХ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 4 Правил, ссылаясь на его противоречие пункту 3.4.3 главы 3.4 раздела 3 приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 7 декабря 1944 г.). По мнению заявителя, оспариваемое нормативное положение является заведомо невыполнимым и нарушает его права и законные интересы, поскольку обязывает получателя субсидии принять на себя обязательство по эксплуатации воздушного судна со дня его получения и служит основанием для предъявления Федеральным агентством воздушного транспорта требования о возврате субсидии.

Министерство транспорта Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 6 июля 2015 г. N АД-П9-4445, в письменных возражениях на заявление просило в его удовлетворении отказать, полагая, что оспариваемое нормативное положение не противоречит нормам международного права и законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя Ц., возражения представителей заинтересованного лица Г., К., проверив абзац четвертый подпункта "б" пункта 4 Правил на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Согласно статьям 2 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, имеющие нормативный характер, и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Реализуя полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, предоставленные пунктами "а" и "б" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и абзацами вторым и третьим статьи 15 названного федерального конституционного закона, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2011 г. N 1212 утвердило Правила, которые устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний по договорам лизинга, заключенным после 1 января 2012 г., для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на указанные выше цели (пункт 3 Правил).

Пунктом 4 Правил определены условия предоставления субсидии, одним из которых является обязательство российской авиакомпании по эксплуатации воздушного судна, полученного по договору лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, не менее 5 лет со дня получения воздушного судна по договору лизинга (абзац четвертый подпункта "б").

Из анализа содержания Правил следует сделать вывод, что данное положение не устанавливает обязательство по началу эксплуатации воздушного судна, а определяет ее минимальный срок для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, который не может быть менее 5 лет со дня получения воздушного судна по договору лизинга.

Период времени, необходимый для выполнения обязательных мероприятий технического и документального характера, направленных на подготовку воздушного судна к эксплуатации, учтен в абзаце втором подпункта "б" пункта 4, согласно которому начало эксплуатации воздушного судна, полученного по договору лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, установлено не позднее 9 месяцев со дня государственной регистрации договора лизинга либо со дня подписания договора лизинга в отношении воздушного судна, полученного по договору лизинга, заключенного с лизинговой компанией, не являющейся резидентом Российской Федерации.

Оспариваемое нормативное положение не противоречит пункту 3.4.3 главы 3.4 раздела 3 приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 7 декабря 1944 г.), содержащему требования к эксплуатанту по подготовке к полетам, поскольку предметом их правового регулирования являются различные отношения. Кроме того, этот международный правовой акт не регулирует правоотношения, связанные с предоставлением субсидий правительствами государств - участников такой конвенции.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречил бы абзац четвертый подпункта "б" пункта 4 Правил, не имеется.

Ссылка заявителя на предъявление к нему требований о возврате субсидии не указывает на несоответствие оспариваемого нормативного положения каким-либо нормативным правовым актам большей юридической силы.

Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом того, что оспариваемое нормативное положение не противоречит нормам международного права и законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов ОАО "АК "ПАНХ" не нарушает, заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области