Решение Верховного Суда РФ от 19.06.2013 N АКПИ13-526 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 7 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утв. Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. N АКПИ13-526

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., Щ., К.Н., С. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 7 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454,

установил:

согласно абзацу девятому пункта 7 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Методические рекомендации) в коммунальной квартире площадь помещения (комнат) определяется как сумма площади комнаты, собственником (нанимателем) которой является потребитель, и приходящейся на данную комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, используемых для обслуживания более одной комнаты.

Гражданки П., Щ., К.Н., С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 7 Методических рекомендаций.

Как указывают заявители, они являются нанимателями комнат в коммунальных квартирах и в соответствии с Методическими рекомендациями на них незаконно возложены обязанности собственников комнат нести расходы по содержанию общего имущества в коммунальной квартире, что противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушает их права.

В суде П., Щ., К.Н., С., представитель заявителей К.А. поддержали заявленные требования, пояснив, что оспариваемые положения Методических рекомендаций изданы также в нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Представители Министерства регионального развития Российской Федерации Р., Министерства юстиции Российской Федерации К.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав нанимателей.

Выслушав объяснения представителя К.А., заявителей П., Щ., К.Н., С., представителей Минрегиона России Р., Минюста России К.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 2011 г., регистрационный номер 22321, и опубликован в "Российской газете" от 5 декабря 2011 г.

Минрегиону России в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" поручено утвердить названные Методические рекомендации.

В соответствии со статьей 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680 пунктов 1 - 3 статьи 685 данного Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Согласно статье 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с этим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Методические рекомендации разъясняют порядок заполнения примерной формы платежного документа, предназначенного для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Довод заявителей о том, что на нанимателей комнат в коммунальной квартире незаконно возлагается обязанность нести бремя расходов собственников комнат в коммунальной квартире за содержание общего имущества коммунальной квартиры, производя плату за содержание и ремонт жилого помещения не исходя из площади занимаемой ими по договору комнаты, но и приходящейся на комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, ошибочен и не основан на положениях действующего законодательства.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения установлена частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда согласно части 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации жилым помещением признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (статья 15).

Оспариваемые положения нормативного правового акта рекомендуют в титульной части платежного документа указывать необходимые для расчета платы сведения о коммунальной квартире: о площади помещения (комнат), которая определяется как сумма площади комнаты, собственником (нанимателем) которой является потребитель, и приходящейся на данную комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, используемых для обслуживания более одной комнаты.

Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки представителя заявителей на формулу 8 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Приложение N 2 к данным Правилам определяет расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой в соответствии с формулой 8 (размер платы за коммунальную услугу по отоплению), где учтены показатели жилой площади принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты и общей жилой площади комнат в коммунальной квартире. Оспариваемые же положения нормативного правового акта рекомендуют в титульной части платежного документа указывать необходимые для расчета платы сведения о коммунальной квартире о площади помещения (комнат).

В части 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится формула определения доли собственника комнаты в коммунальной квартире в праве общей собственности на помещения в данной квартире, обслуживающие более одной комнаты. Данная формула определения доли обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире распространяется также на нанимателей комнат в коммунальных квартирах.

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, определяет, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование в качестве предмета договора изолированное жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, состоящее из определенного количества комнат в квартире, имеющей общую площадь. Заключая договор социального найма жилого помещения, наниматель и члены его семьи получают жилое помещение во владение и пользование.

Доводы заявителей о том, что наниматели комнат в коммунальной квартире не должны нести расходы на содержание общего имущества коммунальной квартиры, являются несостоятельными. Наниматель жилого помещения по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования как конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, так и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд. Федерального закона, который бы устанавливал обязанность наймодателя, передавшего нанимателю и членам его семьи в пользование по договору социального найма жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности и состоящее из комнаты (комнат) в коммунальной квартире, содержать площади других помещений, предназначенные для удовлетворения нанимателем и членами его семьи бытовых нужд, в данной квартире, не имеется.

Поскольку наниматель данного жилого помещения приобретает право пользования как конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, так и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд, то предусмотренное Методическими рекомендациями указание в платежном документе сведений о площади помещения (комнат) как суммы площади комнат, нанимателем которой является потребитель, и приходящейся на данную комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, используемых для обслуживания более одной комнаты, является правомерным.

Доводы заявителей о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" являются несостоятельными.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Оспариваемые положения Методических рекомендаций информируют потребителя о начисленной плате за жилое помещение в коммунальной квартире и не вторгаются в сферу законодательного регулирования отношений с участием потребителей.

С учетом приведенных выше положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для признания оспариваемых положений Методических рекомендаций недействующими.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П., Щ., К.Н., С. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 7 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области