ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 января 2015 г. N АКПИ14-1343
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Х. о признании частично недействующей Таблицы 47 приложения N 1 "Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583",
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 утверждены "Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приложение N 1).
Нормативный правовой акт согласован с Центральным комитетом профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июня 2014 г., регистрационный номер 32708, опубликован в "Российской газете" от 16 июля 2014 г.
В Таблице 47 Приложения N 1 определены размеры должностных окладов командного состава судов обеспечения: морских пассажирских, морских госпитальных, океанографических исследовательских, гидрографических, кабельных, судоподъемных, спасательных, противопожарных, водолазных, спасательных буксирных судов, морских танкеров, судов атомного технологического обслуживания (технических танкеров), судов измерительного комплекса, морских паромов, ледоколов.
Гражданин Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Таблицы 47 Приложения N 1 в части установления должностного оклада по должности капитана VII группы судов в размере 15640 рублей (столбец 8), ссылаясь на то, что данная норма противоречит статьям 2, 12, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Указывает, что нормативным правовым актом нарушаются его права, поскольку уменьшен размер должностного оклада по сравнению с должностным окладом, ранее установленным приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583".
Заявитель Х. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства обороны Российской Федерации К., С.Е., Л., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей Минобороны России К., С.Е., Л., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
Новая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации была установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130 "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки". Названным нормативным правовым актом были установлены тарифные ставки и должностные оклады гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В приложении N 1 к данному приказу были установлены Общие условия оплаты труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации, которые предусматривали Единую тарифную сетку по оплате труда гражданского персонала воинских частей; разряды оплаты труда по должностям (профессиям) гражданского персонала воинских частей, в частности по должности капитана VII группы судов был установлен оклад 11560 руб. (должностные оклады командного состава судов обеспечения).
В случае, если бы оклад по должности капитана VII группы судов устанавливался в соответствии с Единой тарифной сеткой, то на момент издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 с учетом проведенных индексаций, начиная с 2008 г., оклад капитана спасательного судна должен составлять не ниже 14662 руб. Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают оклад по должности капитана VII группы судов в размере 15640 руб. Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителя о снижении размера должностного оклада по сравнению с окладом, установленным на основании Единой тарифной сетки.
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (часть 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 издан в связи с организационно-штатными мероприятиями, проводимыми в Минобороны России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливать размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Х. о признании частично недействующей Таблицы 47 приложения N 1 "Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области