Решение Верховного Суда РФ от 18.11.2015 N АКПИ15-1068 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 4, абзаца шестого пункта 7 и пункта 9 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 ноября 2015 г. N АКПИ15-1068

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судьей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч. о признании недействующими подпункта "а" пункта 4, абзаца шестого пункта 7 и пункта 9 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 429,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 429 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 5 мая 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 11 мая 2015 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 4 Правил закреплено, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.

Пункт 7 Правил устанавливает, что к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при расчете размеров трансфертов не учитываются граждане, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Ч. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Правил, а именно: подпункта "а" пункта 4 в части, предусматривающей, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; абзаца шестого пункта 7 в части, устанавливающей, что к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации; пункта 9 - в полном объеме.

В обоснование своего требования административный истец пояснила, что предусмотренные оспариваемыми нормами для получения мер государственной поддержки такие условия, как постоянное проживание, наличие постоянной регистрации в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, а также отсутствие другого жилого помещения, пригодного для проживания, послужили основанием для лишения ее семьи права на включение в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, так как помимо утраченного имущества в виде жилого дома, в котором она постоянно проживала со своей семьей, она имеет в собственности квартиру, расположенную в другом городе. Считает, что пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) ей предоставлено такое право вне зависимости от имеющейся иной собственности, которое также основано на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ).

В судебном заседании административный истец поддержала заявленное требование.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 15 сентября 2015 г. N СП-П9-6304), которое возражало против удовлетворения административного иска и указало, что оспариваемые положения действующему законодательству не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Обсудив доводы административного истца, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Частью 2 статья 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ установлено, что лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края (далее - субъекты Российской Федерации), а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры (далее соответственно - меры поддержки граждан, пожары, трансферты).

Закрепляя в оспариваемых нормах условия, в рамках которых могут быть предоставлены трансферты, в том числе такие, как необходимость постоянно проживать, иметь постоянную регистрацию в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, и отсутствие другого жилого помещения, пригодного для проживания, Правительство Российской Федерации действовало в рамках предоставленных законом полномочий. Нормативные правовые акты, которыми был бы предусмотрен запрет на установление оспариваемых условий, отсутствуют.

Утверждение административного истца о том, что оспариваемые предписания Правил противоречат Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ, которые закрепляют ее права на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вне зависимости от имеющейся иной собственности и других условий, установленных Правительством Российской Федерации, не может быть признано состоятельным, поскольку названные законы определяют общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с закрепленными данными законами правами для граждан Российской Федерации, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые нормы Правил не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ч. о признании недействующими подпункта "а" пункта 4, абзаца шестого пункта 7 и пункта 9 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 429, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области