Решение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 N АКПИ14-1230 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утв. Указом Президента РФ от 17.02.2010 N 201>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. N АКПИ14-1230

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С. о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 201,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 201 утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован 24 февраля 2010 г. в "Российской газете" и 24 февраля 2010 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Подпунктом "е" пункта 5 Положения установлено, что основными функциями Управления являются своевременное рассмотрение обращений и запросов, а также направление обращений для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях, и направление запросов для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "е" пункта 5 Положения в части, предоставляющей Администрации Президента Российской Федерации право направлять обращения для рассмотрения в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ), статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает право заявителя на обращение с заявлением в государственный орган, к числу которых квалификационные коллегии судей не относятся.

С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации Туаев А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Президента Российской Федерации, заявленные требования не признал, полагая их необоснованными, поскольку Указ издан Президентом Российской Федерации в соответствии с его полномочиями, оспариваемое положение Указа не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы заявителя не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителя Президента Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации; в состав Администрации входят управления Президента Российской Федерации, положения о них утверждает Президент Российской Федерации (пункты 1, 3, 7 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490).

Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, согласно пунктам 1, 4 Положения, является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, одной из основных задач Управления является обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования.

В пункте 5 Положения определены основные функции Управления, в состав которых подпунктом "е" включено своевременное рассмотрение обращений и запросов, а также направление обращений для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях, и направление запросов для рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

По своему содержанию подпункт "е" пункта 5 Положения соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, статья 5 которого наделяет гражданина при рассмотрении его обращения правом получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Статье 5 указанного закона, закрепляющей права гражданина при рассмотрении обращения, корреспондирует часть 3 статьи 8 того же закона, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Подпункт "е" пункта 5 Положения не допускает переадресацию обращений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента Российской Федерации, не позволяет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Данная норма, определяя основные функции Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Российской Федерации, не ограничивает права граждан при рассмотрении обращений, закрепленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, не исключает и не изменяет порядка рассмотрения обращений граждан, установленного этим законом.

Не противоречит оспариваемое положение и статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Ссылка заявителя на то, что его обращения к Президенту Российской Федерации были необоснованно направлены в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, не имеет правового значения по настоящему гражданскому делу, рассматриваемому в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 201, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области