ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. N АКПИ14-1606
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям администрации Советского городского округа Калининградской области, М. о признании недействующими пунктов 3 - 6 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2009 г., регистрационный N 15878, и опубликован 22 января 2010 г. в "Российской газете".
Согласно пункту 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (абзац первый). В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (абзац второй).
Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами: терапевтом, акушером-гинекологом, неврологом, урологом (для мужского населения), хирургом, офтальмологом, отоларингологом, эндокринологом, психиатром, психиатром-наркологом (подпункт 1); проведение лабораторных и функциональных исследований: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, исследование уровня билирубина, исследование уровня общего белка сыворотки крови, исследование уровня амилазы сыворотки крови, исследование креатинина сыворотки крови, исследование мочевой кислоты сыворотки крови, исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности сыворотки крови, исследование уровня триглицеридов сыворотки крови, онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет), онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 40 лет), цитологическое исследование мазка из цервикального канала, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (женщинам после 40 лет, 1 раз в 2 года) (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (абзац первый). В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем) (абзац второй).
Администрация Советского городского округа Калининградской области обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3 - 6 Порядка. М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Порядка в части, возлагающей на государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность по ежегодному прохождению диспансеризации в большем объеме, чем это необходимо для выявления (диагностики) заболеваний, указанных в приложении N 2 к приказу от 14 декабря 2009 г. N 984н.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что оспариваемые положения противоречат статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ), Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку предписывают местным администрациям организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, что нарушает законные интересы местного самоуправления самостоятельно решать вопросы расходования денежных средств местного бюджета, а также права муниципальных служащих на прохождение диспансеризации в порядке, определяемом приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". По мнению заявителей, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ не предусматривает обязательного проведения ежегодной диспансеризации муниципальных служащих и в том объеме, в котором установлено Порядком.
Заявители в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещены надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации А. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации К., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что Порядок издан в соответствии с законодательством Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, права и свободы заявителей не нарушает.
Обсудив доводы заявителей, возражения представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения содержит пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, также предусматривающий, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 655), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1), которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также форму заключения медицинского учреждения (подпункт 5.2.100.63).
В соответствии с предоставленными полномочиями Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок.
В настоящее время данные полномочия предоставлены Министерству здравоохранения Российской Федерации подпунктом 5.2.66 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
В силу части 4 статьей 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.
Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации (пункт 10 части 1 статьи 12, пункт 4 части 1 статьи 13).
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, в статьях 15 и 16 закреплены аналогичные положения для граждан, проходящих государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей основные права и обязанности работника, не предусмотрено прохождение диспансеризации работником за свой счет.
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Нанимателем для муниципального служащего согласно части 2 статьи 2 этого закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.
Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования. В связи с этим пункт 3 Порядка, устанавливающий, что диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не возлагает на местные администрации расходы, не предусмотренные законами, а довод администрации Советского городского округа Калининградской области о том, что Порядок необоснованно предписывает местным администрациям организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, является несостоятельным.
Согласно пункту 2 Порядка под диспансеризацией, применительно к Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего.
Установленные пунктом 4 Порядка объем и периодичность проведения диспансеризации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих обусловлены Перечнем заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, и являются достаточными для раннего определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний и направлены, в первую очередь, на укрепление здоровья государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
Приведенным федеральным законам положения пункта 4 Порядка не противоречат, отсутствуют и иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, которым бы противоречила оспариваемая норма.
Пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано медицинское обслуживание. Прохождение диспансеризации является частью данной медицинской гарантии и не может нарушать права и законные интересы муниципальных служащих.
Ссылка М. на несоответствие пункта 3 Приказа статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, регулирующей вопросы, связанные с дачей информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства, и приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" не может быть признана обоснованной, поскольку приведенная норма закона и указанный правовой акт не регулируют отношения, связанные с прохождением государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими диспансеризации.
Данный порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н, то есть имеет иной предмет правового регулирования.
Не противоречат приведенным положениям закона и пункты 5 и 6 Порядка, регламентирующие сроки и время проведения диспансеризации. Права и законные интересы государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих данными положениями не нарушаются, поскольку предусматривают проведение диспансеризации в служебное время в течение календарного года в соответствии с утвержденным представителем нанимателя графиком.
Довод заявителей о противоречии оспариваемых положений статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации является несостоятельным.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими установлен названными федеральными законами и не регулируется статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей медицинские осмотры некоторых категорий работников, в частности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявлений администрации Советского городского округа Калининградской области, М. о признании недействующими пунктов 3 - 6 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области