Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2008 N ВКПИ07-156 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично незаконными Постановлений Правительства РФ от 26.06.2002 N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", от 30.12.2006 N 857 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" и Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2008 г. N ВКПИ07-156

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Калиниченко Ю.А., при секретаре К.В.А. с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., представителей заинтересованных лиц К.В.В. и Г. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании незаконными постановлений Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", от 30 декабря 2006 года N 857 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", а также приказа Министра обороны России от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части установления оклада по должности командира мотострелковой (танковой) бригады ниже размера оклада начальника отдела федерального министерства и несоответствия воинского звания капитана 1 ранга классному чину государственного советника Российской Федерации 2 класса,

установила:

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, в котором просит признать незаконными вышеприведенные положения нормативных правовых актов, как не соответствующие части 2 статьи 19, части 3 статьи 37 Конституции России и абзацу 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В обоснование он указал, что в марте 2004 года, имея воинское звание капитана 1 ранга и состоя в должности старшего преподавателя, был уволен с военной службы. При этом его должность приравнивалась к должности командира мотострелковой (танковой) бригады и соответствовала 26 тарифному разряду.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Между тем, оспариваемыми нормативными правовыми актами оклады по должности и воинскому званию, которые ему выплачиваются, установлены ниже соответствующих им размера должностного оклада начальника отдела федерального министерства и надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд государственного советника Российской Федерации 2 класса.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания М. в суд не прибыл.

Представитель Правительства Российской Федерации и Министра обороны России К.В.В. и представитель Министра обороны Российской Федерации Г. возражали против требований М., полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты в части установления окладов по воинскому званию и воинской должности не противоречат действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, считавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия находит требования М. необоснованными.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 этой же статьи закона порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Во исполнение приведенных норм Правительство России издало постановления от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" и от 30 декабря 2006 года N 857 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", а Министр обороны Российской Федерации - приказ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".

Исходя из требований абзаца 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 1-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Положением пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства России от 13 августа 1997 года N 1009, предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти, в частности, в виде приказов.

Оспариваемые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изданы в форме постановлений и в установленном действующим законодательством порядке официально опубликованы в Российской газете (2 июля 2002 года в N 118 и 12 января 2007 года в N 4 соответственно).

В свою очередь Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны России N 200, зарегистрированным в Минюсте России 15 сентября 2006 года за N 8304 и официально опубликованным 27 сентября 2006 года.

Таким образом, упомянутые нормативные правовые акты изданы высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и руководителем федерального органа исполнительной власти в пределах их компетенции, в установленной для таких актов форме и официально опубликованы для всеобщего сведения.

Не находя оснований для удовлетворения требований заявления М., Военная коллегия учитывает следующие обстоятельства.

В целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также усиления их социальной защиты с 1 июля 2002 года предусмотрен новый механизм исчисления окладов по воинским должностям и воинским званиям.

В частности, статьей 4 Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" абзац 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, согласно которой размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Исходя из этого, как указано выше, Правительство России 26 июня 2002 года издало постановление N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих".

Законность данного постановления в части установления окладов по воинской должности и воинскому званию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 года N ВКПИ02-123 и от 22 мая 2003 года N ВКПИ03-9.

Как видно из заявления М., соотношение воинской должности командира мотострелковой (танковой) бригады и должности государственной гражданской службы начальника отдела федерального министерства он обосновывает соответствием воинского звания "капитан 1 ранга" квалификационному разряду государственного советника Российской Федерации 2 класса, должность которого, в силу части 4 статьи 11 Федерального закона от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", отнесена к главной группе должностей.

Между тем, абзацем 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такого соответствия не предусмотрено.

В силу положений действовавших ранее приказов Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245 "О денежном довольствии военнослужащих", от 2 октября 2003 года N 345 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", от 5 февраля 2005 года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих", а также действующего с 1 октября 2006 года Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержденного приказом N 200), воинская должность командира мотострелковой (танковой) бригады приравнивается к воинской должности старшего офицера в управлении Минобороны России и соответствует 26 тарифному разряду.

Согласно же Табелю соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы (как действующему ранее на основании Указа Президента России от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", так и действующему с 1 октября 2004 года в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 1258 "Вопросы денежного довольствия военнослужащих"), должность старшего офицера в управлении Минобороны России соответствует должности главного специалиста в федеральном министерстве, а не должности начальника отдела федерального министерства.

При этом установленные с 1 июля 2002 года размеры окладов по воинским должностям старшего офицера в управлении Минобороны России и командира мотострелковой (танковой) бригады, соответствующие 26 тарифному разряду, были не ниже размера оклада главного специалиста в федеральном министерстве и составляли, соответственно, 2 400 рублей и 1 200 рублей.

Принимая также во внимание положения Указа Президента России от 18 октября 2007 года N 1377 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации" и постановления Правительства России от 1 декабря 2007 года N 837 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации", с 1 декабря 2007 года оклад по воинской должности, соответствующей 26 тарифному разряду, составляет 3 876 рублей, а оклад по приравненной должности главного специалиста в федеральном министерстве - 3 680 рублей.

Таким образом, размер оклада по данной воинской должности не ниже оклада соответствующей категории государственного служащего федерального органа исполнительной власти, как того и требуют положения абзаца 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Ошибочным является и мнение М. о том, что положения оспариваемых нормативных правовых актов, в части установления размера оклада по воинскому званию капитана 1 ранга, не соответствуют размеру оклада за классный чин государственного советника Российской Федерации 2 класса.

Упомянутым выше абзацем 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что оклады по воинским званиям военнослужащих устанавливаются не ниже размеров надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (но не за классный чин, как об этом утверждает заявитель) соответствующих категорий государственных служащих.

Одновременно Военная коллегия отмечает, что пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" определено, что квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации.

Однако на момент увольнения М. с военной службы оклад за квалификационный разряд (классный чин) государственного советника Российской Федерации 2 класса составлял 660 рублей, а оклад по его воинскому званию - 1 200 рублей, то есть также был выше.

К тому же, с 1 декабря 2007 года оклад по воинскому званию капитана 1 ранга стал составлять 2 353 рубля, а оклад за классный чин государственного советника Российской Федерации 2 класса - 1 771 рубль.

Таким образом, размер оклада по этому воинскому званию выше оклада за указанный классный чин государственного советника Российской Федерации 2 класса, что не противоречит положениям абзаца 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При разрешении заявления М., уволенного с военной службы в марте 2004 года, Военная коллегия принимает во внимание положение пункта "б" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому пенсии лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих.

Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 252 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявления М. о признании незаконными постановлений Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", от 30 декабря 2006 года N 857 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", а также приказа Министра обороны России от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части установления оклада по должности командира мотострелковой (танковой) бригады ниже размера оклада начальника отдела федерального министерства и несоответствия воинского звания капитана 1 ранга классному чину государственного советника Российской Федерации 2 класса, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Ю.КАЛИНИЧЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области