Решение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 N АКПИ15-658 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N АКПИ15-658

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" о признании частично недействующим абзаца первого пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

согласно абзацу первому пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

ОАО "Архангельская сбытовая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 28 Основных положений в части, устанавливающей обязанность гарантирующего поставщика самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 5 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают право частной собственности, поскольку заявитель вынужден нести убытки, связанные с необходимостью получения кредитов и их оплаты, т.к. имеется большая задолженность потребителей гарантирующего поставщика.

В суде представители ОАО "Архангельская сбытовая компания" Ж., Д., Т., Ш. поддержали заявленные требования и пояснили, что абзац первый пункта 28 Основных положений обязывает заявителя оказывать потребителям услуги по передаче электроэнергии, тогда как в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик обязан лишь самостоятельно урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, и, соответственно, быть их представителем, но не оказывать потребителям услуги по передаче электроэнергии.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 16 июня 2015 г. N СП-П9-3938).

Представители Правительства Российской Федерации С.А.В., С.А.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей ОАО "Архангельская сбытовая компания" Ж., Д., Т., Ш., Правительства Российской Федерации С.А.В., С.А.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (статья 21). Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии должны предусматривать правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров (пункт 3 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике").

В силу пункта 4 статьи 37 названного Федерального закона отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Договор энергоснабжения Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен как самостоятельный вид договора купли-продажи. Определяя содержание договора энергоснабжения, пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 ("Энергоснабжение") применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии. В данной норме устанавливаются единые требования для любых видов договоров, заключаемых гарантирующим поставщиком с потребителем.

Раздел III Основных положений определяет правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Определение договора энергоснабжения, приведенное в абзаце первом пункта 28 Основных положений, не противоречит как общим положениям пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации о правах и обязанностях сторон по договору энергоснабжения, так и пункту 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", предусматривающему, в качестве гарантии надежного обеспечения потребителя электрической энергией, обязанность гарантирующего поставщика самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

Несостоятельны доводы заявителя о том, что оспариваемое положение Правил противоречит статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 6 названного Федерального закона юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Вместе с тем данный Федеральный закон в части 9 статьи 6 устанавливает исключение из этих ограничений, в частности, для территориальных сетевых организаций в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Из буквального содержания оспариваемого абзаца 1 пункта 28 Основных положений следует, что услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, оплачивает потребитель. Каких-либо необоснованных расходов на гарантирующего поставщика в связи с применением оспариваемой нормы не возлагается.

Ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие агентские отношения, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку отношения по договору энергоснабжения регулируются иными, специальными нормами.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" о признании частично недействующим абзаца первого пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области