ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2004 г. N ГКПИ04-826
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н., при секретаре Степановой Е.Н., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим и не подлежащим применению в части слов "семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет" абзаца 2 п. 4 "Мероприятий подпрограммы" "Подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285),
установил:
А. обратился с указанным заявлением, считая оспариваемый нормативный правовой акт нарушающим его права, предусмотренные федеральными законами и Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании он уточнил, что Правительство РФ незаконно ввело термин "молодая семья", ограничив это понятие требованием, чтобы возраст супругов не превышал 30 лет, что лишает возможности улучшить жилищные условия его семье при возрасте старше 30 лет. В связи с этим им оспаривается нормативный правовой акт только в части, препятствующей в реализации его прав.
Представители Правительства РФ в лице представителей Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ Т.К. Ростовской и З.П. Дащинской просили заявление оставить без удовлетворения, поскольку данный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, федеральным законам не противоречит, направлен на улучшение демографической ситуации в стране путем создания молодым семьям условий для решения их жилищной проблемы.
Заслушав заявителя А., представителей Правительства РФ Т.К. Ростовской и З.П. Дащинской, заключение прокурора Н.Ю. Гончаровой, предлагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации считает необходимым заявление оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 13 и 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, проводит единую государственную социальную политику, реализует конституционные права граждан в области социального обеспечения, содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
В соответствии с абзацем 3 ст. 25 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями) условия получения гражданами компенсаций (субсидий) при строительстве и покупке жилья регулируются Правительством Российской Федерации и Банком России.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, в соответствии с полномочиями, определенными в вышеуказанных Федеральных законах, входит в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяет порядок получения субсидий гражданами для улучшения ими жилищных условий.
В разделе 4 "Мероприятия подпрограммы" установлено, что участник подпрограммы - молодая семья - это семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет. Из анализа вытекает, что только для данного нормативного правового акта установлены критерии возраста супругов при определении понятия "молодая семья".
Понятие "молодая семья" в федеральных законах не определено, а поэтому Правительство Российской Федерации вправе в соответствии с приведенными выше федеральными законами при принятии нормативного правового акта определить категории граждан или юридических лиц, на которых распространяются положения данного правового акта.
Как следует из абзаца первого Раздела первого "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами", подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим несостоятельны доводы заявителя о противоречии его нормам Семейного кодекса РФ, который в силу ст. 2 регулирует иные правоотношения и устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, между другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, не вводя понятия "молодая семья".
Также не противоречит понятие "молодая семья" приведенным заявителем нормам Жилищного кодекса РСФСР, поскольку ст. ст. 28, 29, 33, 36, 37 ЖК РСФСР определяют основания признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилищных условий.
Статьи 1, 17 и 18 Гражданского кодекса РФ устанавливают основные начала гражданского законодательства, определяют понятие и содержание правоспособности граждан, а поэтому оспариваемое положение Подпрограммы им не противоречит.
А. полагает, что предоставление указанной в Подпрограмме категории граждан возможности по улучшению жилищных условий без предоставления иным семьям, имеющим детей, такой же возможности является дискриминацией и нарушает права, гарантированные п. 2 ст. 7, пунктами 2 и 3 ст. 17, ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 38, ст. 40 и ст. 55 Конституции РФ.
Правовая оценка нормативных актов Правительства РФ о соответствии Конституции РФ в силу подп. "а" п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с последующими изменениями) является исключительной компетенцией Конституционного Суда РФ, а поэтому Верховный Суд РФ не входит в оценку доводов заявителя о соответствии оспариваемой части Подпрограммы Конституции РФ.
Не имеется оснований для вывода о нарушении прав заявителя, гарантированных федеральными законами, дискриминации, претендовавшего в рамках данной Подпрограммы на улучшение жилищных условий, но получившего отказ, поскольку для улучшения жилищных условий в рамках Подпрограммы возраст супругов должен быть не старше 30 лет.
А. вправе улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Предоставление в целях улучшения демографической ситуации в стране возможности улучшения жилищных условий отдельной категории граждан, создавшим семью и не достигшим 30 лет, исходя из того, что согласно п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, не может расцениваться как дискриминация.
В связи с тем, что согласно частям первой и второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление А. о признании недействующим и не подлежащим применению в части слов "семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет" абзаца 2 п. 4 "Мероприятий подпрограммы" "Подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.05.2003 N 285), оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области