Решение Верховного Суда РФ от 15.03.2023 N АКПИ23-29 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 4, 5, 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2023 г. N АКПИ23-29

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" о признании недействующими пунктов 4, 5, 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э,

установил:

приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее также - Приказ N 1746-э) утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Методические указания), которые действуют в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2022 г. N 498/22 "О внесении изменений в приказы ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э и от 16 июля 2014 г. N 1154-э".

Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к данным методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по приведенным в этом пункте формулам (1) и (1.1). При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.

Согласно пункту 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Общество с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной", являющееся гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования городской округ "Город Лесной", обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пунктов 4, 5, 8 Методических указаний не действующими в той мере, в которой данные пункты не допускают при расчете тарифов возможность учитывать фактические объемы отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год в отсутствие у регулируемой организации фактических данных об отпуске воды и приеме сточных вод (динамике) за полные 3 года. Полагает, что оспариваемые нормативные положения в истолковании, придаваемом им правоприменительной практикой, противоречат положениям части 2 статьи 3, части 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), пунктов 29, 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также - Основы ценообразования).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории указанного муниципального образования с февраля 2019 г. по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области с использованием метода индексации, на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 1 февраля 2019 г. по 31 декабря 2033 г. В связи с отсутствием фактических данных об отпуске воды и приеме сточных вод (динамике) за полные 3 года корректировка тарифов на 2021 - 2023 гг. осуществлена тарифным органом исходя из плановых величин отпуска воды (приема сточных вод), что повлекло занижение тарифов.

Административный ответчик Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемые в части Методические указания утверждены полномочным органом, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель ФАС России Г. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России своего представителя в судебное заседание не направил, письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 3 названного постановления Федеральной службе по тарифам поручено в срок до 25 мая 2013 г. утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 "О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций"), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Федеральная служба по тарифам (пункт 1), которая на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (подпункт 5.2 пункта 5).

Во исполнение требований федерального законодателя Федеральная служба по тарифам Приказом N 1746-э утвердила Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2014 г., регистрационный номер 31412, и опубликован в издании "Российская газета" 5 мая 2014 г., N 51.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 1746-э, утвердившего Методические указания, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения Закон о водоснабжении и водоотведении в части 2 статьи 3 относит, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5); обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 6).

В соответствии с положениями статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из приведенных в данной норме методов, в том числе примененным в отношении административного истца методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 данного документа, а также с учетом положений пункта 78 данного документа.

Порядок определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, используемых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (баланс водоснабжения и водоотведения), регламентирован разделом II Методических указаний.

Из содержания пункта 4 Методических указаний следует, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к данным методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по приведенным в этом пункте формулам (1) и (1.1). При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие 3 года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.

Согласно пункту 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Оспариваемые нормы детализируют предусмотренное пунктом 29 Основ ценообразования положение, предусматривающее с целью определения объема оказанных услуг необходимость учета двух показателей: фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Указанный трехгодичный период анализа динамики отпуска воды (приема сточных вод) введен для оценки среднего значения объема оказанных услуг и с учетом этого допускает принятие расчетных данных за меньший период в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности менее 3 лет. При этом возможность оценки данного показателя с учетом фактического срока осуществления организацией регулируемого вида деятельности, в том числе с учетом данных организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, не исключается, что следует из пункта 6 Методических указаний.

Согласно указанной норме объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, приведенными в пункте 5 Методических указаний формулами (1) и (1.1) предусмотрено, что в случае отсутствия или невозможности применения фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску), показатель темпа изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет.

Оба предусмотренные пунктами 4, 5, 8 Методических указаний показателя, участвующие в расчете объема отпуска воды (приема сточных вод), в их совокупности позволяют оценить объем оказанных услуг, что соответствует требованиям части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении и согласуется с принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленными в части 2 статьи 3 этого закона.

Вопреки доводам административного истца, правовая неопределенность в толковании оспариваемых норм отсутствует, положениям части 2 статьи 3, части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктов 29, 80 Основ ценообразования эти нормы не противоречат.

Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании пунктов 4, 5, 8 Методических указаний недействующими фактически основано на несогласии с решениями тарифного органа при рассмотрении его заявлений о корректировке тарифов и судебными актами, принятыми по делам об их оспаривании, однако проверка законности и обоснованности таких решений не входит в предмет настоящего административного дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" о признании недействующими пунктов 4, 5, 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области