ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. N АКПИ12-1204
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим пункта 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н,
установил:
пункт 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок), устанавливает, что листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии - врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача - фельдшером. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).
При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).
В случае, если женщина при обращении в медицинскую организацию в установленный срок отказывается от получения листка нетрудоспособности по беременности и родам на период отпуска по беременности и родам, ее отказ фиксируется в медицинской документации. При повторном обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам для оформления отпуска по беременности и родам листок нетрудоспособности выдается на 140 календарных дней (на 194 календарных дня - при многоплодной беременности) со срока, установленного абзацами первым или вторым данного пункта Порядка.
Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим оспариваемого нормативного предписания в той части, в которой он допускает выдачу листка нетрудоспособности продолжительностью 140 календарных дней (194 календарных дня - при многоплодной беременности) со срока 30 недель (28 недель) беременности при повторном - позже указанного срока - обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам для оформления соответствующего отпуска, если до этого обращения она продолжала работу. Полагает, что пункт 46 Порядка в оспариваемой части ограничивает ее право на труд, на получение пособия по беременности и родам в полном объеме, на отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 дней и противоречит статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) в письменных возражениях на заявление указали, что отпуск по беременности и родам предоставляется в целях охраны здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка. Действующим федеральным законодательством не предусмотрено, что период отпуска по беременности и родам может быть самостоятельно определен женщиной и продлен в связи с тем, что она, находясь в отпуске по беременности и родам, продолжала работать. Такое положение привело бы к изменению основного назначения этого отпуска и его фактическому использованию для ухода за ребенком.
Выслушав объяснения Ш. и ее представителя Г.Д., представителя Минздрава России Е., представителя Минтруда России Г.И., представителя Минюста России Ч., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Минздравсоцразвития России во исполнение требований части 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и в соответствии с пунктом 1, подпунктом 10.20 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, утвердило оспариваемый в части Порядок. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, опубликован в "Российской газете" 11 июля 2011 г.
Согласно части первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере; отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Из содержания приведенной нормы следует, что государство гарантирует предоставление женщинам на период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, отпуск по беременности и родам, а также материальное обеспечение на данный период в виде пособия по государственному социальному страхованию в целях охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов, создания социальных условий для рождения детей.
Предоставление отпуска по беременности и родам осуществляется в соответствии с листком нетрудоспособности, который должен подтверждать временное освобождение женщины от работы на период продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов, исчисляемый суммарно, и выдаваться единовременно. Листок нетрудоспособности является формальным основанием для назначения соответствующего пособия.
Пункт 46 Порядка предписывает производить выдачу листка нетрудоспособности в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 дней и закрепляет за женщиной право обратиться позже указанного срока, допуская таким образом выдачу листка нетрудоспособности за прошедшее время, т.е. с даты, которой определяется срок в 30 недель беременности.
Средняя продолжительность нормальной беременности человека составляет 280 дней (40 недель), в связи с этим выдача листка нетрудоспособности, подтверждающего освобождение от работы, начиная со срока 30 недель беременности, т.е. за 70 календарных дней до родов, является реализацией требований части первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение от работы со дня повторного обращения, состоявшегося позже срока в 30 недель беременности, означает отступление от требований данной нормы Кодекса о предоставлении отпуска до родов продолжительностью 70 календарных дней и не соответствует целям правового регулирования, направленного на создание условий, обеспечивающих охрану здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что пункт 46 Порядка в оспариваемой части незаконно ограничивает права беременной женщины на использование данного отпуска продолжительностью 140 календарных дней, являются необоснованными.
Ссылка заявителя на положения части второй статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой отпуск по беременности и родам предоставляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов, также не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы.
Часть вторая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется на случаи, когда рождение ребенка происходит ранее либо позднее даты окончания дородового отпуска. При указанных обстоятельствах вычет неиспользованных дней дородового отпуска либо его продление не производится, общая продолжительность отпуска не изменяется.
Следовательно, пункт 46 Порядка в оспариваемой части требованиям статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречит.
Утверждение заявителя, что оспариваемое предписание нарушает право женщины на осуществление работы в период отпуска по беременности и родам, не основано на содержании данной нормы. Листок нетрудоспособности подтверждает освобождение беременной женщины от работы на период, предусмотренный Кодексом, и является основанием для предоставления отпуска. При этом отпуск по беременности и родам предоставляется по заявлению женщины, что исключает какое-либо понуждение к его оформлению. В связи с этим оспариваемое предписание не нарушает конституционные права заявителя, в том числе принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции Российской Федерации (часть 1).
Необоснованны и доводы заявителя об ограничении оспариваемой нормой права на получение пособия по беременности и родам в полном объеме, исходя из расчета 140 дней, в случае, если женщина осуществляла трудовую деятельность после 30-й недели беременности и повторно обратилась за получением листка нетрудоспособности позже данного срока. Вопросы, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам, оспариваемым пунктом 46 Порядка не регулируются.
Такое правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно подпункту 2 пункта 1, пункту 1.1 статьи 7 названного закона одним из видов страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым признаются в том числе беременность и роды, рождение ребенка (детей).
Аналогичные нормы закреплены в статье 1.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Следовательно, пособие по беременности и родам (страховое обеспечение) предназначено компенсировать застрахованным женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.
Таким образом, оспариваемая в части норма не препятствует беременной женщине либо оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования, либо продолжать работать и получать от работодателя оплату за труд в соответствии с трудовым договором.
Доводы заявителя о том, что в случае осуществления женщиной трудовой деятельности после 30-й недели беременности она не вправе претендовать на отпуск продолжительностью 140 календарных дней, фактически сводятся к требованию о продлении послеродовой части отпуска, что противоречит статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пункт 14 Порядка ошибочна, поскольку им регулируется порядок выдачи и продления листка нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве) (раздел II Порядка), а не порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам (раздел VIII Порядка).
С учетом изложенного пункт 46 Порядка в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующим пункта 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области