Решение Верховного Суда РФ от 13.08.2010 N ГКПИ10-622 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утв. Приказом Генерального Прокурора РФ от 17.12.2007 N 200>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. N ГКПИ10-622

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.А. о признании недействующим пункта 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200 (далее - Инструкция),

установил:

согласно пункту 3.1 Инструкции по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к рассмотрению; о прекращении проверки; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о приобщении к ранее поступившей жалобе.

Гражданин Р.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.1 Инструкции, ссылаясь на его несоответствие Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемая норма не предусматривает вынесение органами прокуратуры решения по результатам рассмотрения обращения граждан в форме постановления, как установлено частью 2 статьи 124 УПК РФ, что, по его мнению, нарушает право на защиту, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обжалование ответов прокурора в виде писем.

Р.А. извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что пункт 3.1 Инструкции регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на обращение в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и не распространяется на процедуру рассмотрения жалобы прокурором в порядке статьи 124 УПК РФ.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200 и опубликована в журнале "Законность" N 4 за 2008 г.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Предусмотренный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Оспариваемая Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации (пункт 1).

Пунктом 3.1 Инструкции установлен перечень решений, которые должны быть приняты по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан.

Между тем Инструкция распространяет свое действие на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, и не регулирует процедуру рассмотрения жалоб прокурором в порядке уголовного судопроизводства.

Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов согласно пункту 2.5 Инструкции проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации. В соответствии с его нормами действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Статья 124 УПК РФ устанавливает порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа. Согласно части 2 указанной статьи по результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (статья 4).

Исходя из этих законоположений, Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией вправе был определить, какие решения надлежит принять по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (статья 10), поэтому доводы заявителя о том, что решение прокуратуры в форме ответа не может быть обжаловано в суд, являются несостоятельными.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в статье 13 определяет право каждого на эффективное средство правовой защиты в государственном органе. Средства правовой защиты должны быть эффективными в том смысле, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или прекращать его, предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение. Пункт 3.1 Инструкции определяет перечень решений, принимаемых по поступившим обращениям, и не лишает гражданина права на обращение в суд.

В соответствии с частью первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р.А. о признании недействующим пункта 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области