ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2001 г. N ВКПИ 01-53
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
генерал - майора юстиции Коронца А.Н., при секретаре - капитане юстиции Безнасюке А., с участием помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамова Юрия Владимировича о признании незаконными:
п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии;
п. 5 Положения о суворовских военных, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, в части невключения времени обучения в этих учебных заведениях в выслугу лет для назначении пенсии,
установил:
Абрамов Ю.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, считая, что суворовские, нахимовские и военно - музыкальное училища являются средними специальными учебными заведениями, а статус суворовца (нахимовца, воспитанника) аналогичен статусу курсанта до принятия им присяги, а поэтому невключение времени обучения в суворовских, нахимовском и военно - музыкальном училищах в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим нарушает их равенство перед другими гражданами.
В судебном заседании Абрамов Ю.В. свои требования поддержал.
Заслушав представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Батурина Ю.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В., полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 отказать, а производство по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах" (Приказ Министра обороны N 150 1981 года) прекратить, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы, а равно для правил исчисления пенсионной надбавки.
В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).
В соответствии со ст. 91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой.
Согласно статье 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" суворовские военные училища, нахимовские военно - морские училища и военно - музыкальные училища, создаваемые Правительством, являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Таким образом, суворовские училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 с последующими изменениями и дополнениями, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам - женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма Постановления Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Что же касается Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, согласно которому время обучения суворовцев, нахимовцев и воспитанников в суворовском, нахимовском и военно - музыкальном училищах в срок действительной военной службы не засчитывается, то указанный нормативный акт был отменен Приказом Министра обороны РФ от 10 апреля 2001 года N 162.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на ... момент рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требующие судебного пресечения.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упомянутому Закону. Поэтому, если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме заявления на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.
Если же указанное обстоятельство обнаруживается в процессе рассмотрения заявленного требования по существу, производство по делу надлежит прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.
Поскольку оспариваемый Приказ Министра обороны СССР в настоящий момент фактически утратил силу в связи с отменой, производство по делу в этой части подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 219 и ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Абрамову Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, отказать.
Производство по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах", введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области