ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2003 г. N ГКПИ 2003-124
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зелепукина А.Н., при секретаре Савченко Д.В., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондрашева Александра Ивановича о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" в части признания утратившими силу Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86, от 6 марта 1992 года N 138, от 4 сентября 1992 года N 708, от 1 февраля 1995 года N 96,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" признаны утратившими силу ряд решений Правительства Российской Федерации, в том числе от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 6 марта 1992 г. N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в России", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев".
Кондрашев А.И., полагая нарушенными свои права оспариваемым Постановлением на получение в совхозе имущественного и земельного пая, обратился в суд с заявлением о признании этого Постановления Правительства Российской Федерации противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. При этом он указал, что, являясь работником совхоза, фактически данным Постановлением был лишен права собственности на имущество, находящееся в совхозе в виде земельного и имущественного пая. При этом он полагал, что Постановление Правительства Российской Федерации противоречит положениям Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и ряду других нормативных правовых актов.
В ходе судебного заседания Кондрашев А.И. и его представитель уточнили свои требования и указали на нарушение названным Постановлением Правительства Российской Федерации только права на получение имущественного пая, поскольку в настоящее время в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" изменен порядок предоставления земельного участка в собственность, а поэтому данным Постановлением право на получение земли в собственность не нарушено.
Представители Правительства Российской Федерации просили оставить требования Кондрашева А.И. без удовлетворения, поскольку он работником совхоза не является и его права на получение в собственность земельного и имущественного пая поэтому нарушаться не могут. Кроме того, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством полномочий, признавая ряд указанных в Постановлении нормативных правовых актов утратившими силу.
Заслушав объяснения заявителя Кондрашева А.И. и его представителя, а также по поручению Правительства Российской Федерации представителей Министерства сельского хозяйства Шустовой М.В., Увайдова М.И., Департамента имущественных отношений Российской Федерации Сергуниной Н.А., Коротченковой Н.Н., возражавших против удовлетворения заявления, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей заявление необоснованным, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, а также ст. ст. 13 - 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "O Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 года), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации вправе издавать Постановления и распоряжения, обеспечивать их исполнение. При этом Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации и федеральным законам.
Названные в заявлении Кондрашева А.И. Постановления Правительства Российской Федерации были приняты в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с последующими изменениями и дополнениями), Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
В настоящее время нормативные правовые акты, послужившие основаниями к принятию Постановлений Правительства Российской Федерации, законность отмены которых оспаривается заявителем, вошли в противоречие с действующим федеральным законодательством, а поэтому признаны утратившими силу или действуют в части, не противоречащей законодательству.
Так, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" с 1 января 1995 года признан утратившим силу в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 16 апреля, 26 ноября 2001 г.), кроме ст. ст. 34 и 35, которые с 1 июля 2002 года утратили силу в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (с последующими изменениями).
Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Таким образом, право на бесплатное получение работниками колхозов и совхозов земельного и имущественного пая названными утратившими силу нормативными правовыми актами, а также ст. 8 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" преобразовалось в право на получение земельного участка в собственность и имущественного пая предприятия в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" членам колхоза, трудовым коллективам совхозов, хозяйственных товариществ и обществ предоставлялось право принятия решения о сохранении существующей формы хозяйствования с приведением в соответствие с действующим законодательством или создания одного или нескольких кооперативов, либо иных сельскохозяйственных организаций, либо крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и данным Законом.
Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" колхозы и совхозы должны были реорганизоваться в предусмотренные законодательством формы.
При реорганизации колхоза или совхоза в кооператив в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" возврат пая члену кооператива гарантирован п. 1 ст. 18 данного Закона, который предусматривает его получение в сроки, размерах и на условиях, предусмотренных уставом кооператива.
В том случае, если совхоз не был реорганизован, то его имущество является государственной собственностью, а в соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества, то есть в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не предусматривающего бесплатной передачи в собственность этого имущества.
В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями) законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а поэтому ст. 217 ГК РФ имеет большую юридическую силу и бесплатная передача государственного или муниципального имущества в виде имущественного пая в соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" производиться не может.
Довод Кондрашева А.И., что совхоз в силу положений ст. 12 ранее действовавшей Конституции Российской Федерации являлся собственником имущества совхоза, а поэтому на него не могут быть распространены положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не основан на положениях законодательства.
В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, утратившей силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, все государственные и общественные организации должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию СССР.
Согласно ст. 12 Конституции СССР коллективная собственность предприятий создается путем преобразования государственной собственности предусмотренными законами способами.
Из этого следует, что имущество совхозов, являвшееся государственной собственностью, могло стать коллективной собственностью лишь при преобразовании совхоза в соответствии с указанными в законе способами.
Таким образом, совхоз мог стать собственником имущества, а его работники - реализовать право на бесплатное получение земельного и имущественного пая только при его реорганизации в соответствии с действовавшим законодательством.
Порядок получения земельных участков в собственность в настоящее время определен в Федеральном законе от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с чем Кондрашев А.И. согласен и пришел к правильному выводу, что положения ст. 8 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в части права на бесплатное получение земельных участков работникам колхозов и совхозов в собственность противоречат названному Федеральному закону, а поэтому не могут быть применены.
Кроме того, право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации, может быть реализовано в соответствии ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованным лицом для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Кондрашев А.И. мотивировал свое обращение тем, что он является работником совхоза и не может реализовать свое право на получение имущественного пая.
Однако в суд были представлены письменные документы, свидетельствующие, что Кондрашев А.И. не является работником колхоза или совхоза: Приказ от 13 сентября 2001 года N 910 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о подготовке устава, нахождении федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз имени Тимирязева" в ведении Управления организаций федеральной собственности; Распоряжение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 октября 2001 года N 173-р об утверждении Устава; Устав федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз имени Тимирязева", зарегистрированный Московской областной регистрационной палатой 28 марта 2002 года; Свидетельство о внесении в Реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием "Совхоз имени Тимирязева", с присвоением 29 августа 2002 года указанному объекту реестрового N 05001381.
Кондрашев А.И. доказательств в опровержение представленных вышеуказанных документов о месте его работы в государственном унитарном предприятии "Совхоз имени Тимирязева" не представил.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению заявления Кондрашева А.И. не имеется, поскольку Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20 декабря 2002 года N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" в пределах полномочий, не противоречит федеральным законам и не нарушает прав, свобод и законных интересов граждан.
Руководствуясь ст. ст. 198 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Кондрашева Александра Ивановича о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" в части признания утратившими силу Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86, от 6 марта 1992 года N 138, от 4 сентября 1992 г. N 708, от 1 февраля 1995 г. N 96 отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области