Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N АКПИ15-426 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Приказа МЧС России от 24.07.2014 N 385 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. N АКПИ15-426

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М. о признании недействующим пункта 1 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 июля 2014 г. N 385 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы",

установил:

пунктом 1 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 июля 2014 г. N 385 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (далее - Приказ) утверждены права должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы согласно приложению N 1 и полномочия должностных лиц МЧС России по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и прекращению службы в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы согласно приложению N 2.

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 8 августа 2014 г., регистрационный N 33488, и опубликован 5 сентября 2014 г. в "Российской газете", N 202.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа, ссылаясь на то, что он противоречит положениям статьи 1 и части 1 статьи 97 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), поскольку незаконно наделяет правами и полномочиями должностных лиц МЧС России по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), которое с 1 января 2012 г. не подлежит применению. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как он был уволен с федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы должностным лицом МЧС России, не наделенным в силу закона соответствующими правами и полномочиями, по основанию, указанному в недействующем подзаконном акте.

В судебном заседании М. свое требование поддержал.

Представитель МЧС России Е. возражал против удовлетворения требования заявителя и пояснил суду, что оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает его прав.

Представитель Минюста России К. возражал против удовлетворения заявления, считая, что Приказ не противоречит законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя М., возражения представителя МЧС России Е. и представителя Минюста России К., проверив оспариваемое нормативное предписание на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

На основании части третьей статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наделен правами и полномочиями, предоставленными министру внутренних дел Российской Федерации в части применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных ему лиц.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральной противопожарной службы, а также правами, закрепленными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, - в отношении лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России; организует работу МЧС России, руководит деятельностью федеральной противопожарной службы; издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России; определяет порядок и условия заключения контрактов о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, назначения указанных лиц на должность по конкурсу (подпункты 5, 9, 15, 26, 29 пункта 12).

Таким образом, оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт издан компетентным должностным лицом (министром) в соответствии с предоставленными ему полномочиями в форме приказа и с соблюдением требований, предъявляемых к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, его регистрации и опубликования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ N 763) и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Доводы заявителя о том, что пункт 1 Приказа противоречит положениям статьи 1 и части 1 статьи 97 Федерального закона N 342-ФЗ, поскольку наделяет правами и полномочиями должностных лиц МЧС России по применению недействующего с 1 января 2012 г. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, следует признать неправильными.

Предметом регулирования Федерального закона N 342-ФЗ являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2).

В силу пункта 1 статьи 1 названного федерального закона служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Частью 1 статьи 97 данного федерального закона N 342-ФЗ установлено, что в отношении сотрудников органов внутренних дел не применяется постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", за исключением частей пятой и шестой статьи 45, части седьмой статьи 46, статей 54 и 64 указанного положения, которые применяются в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, до 31 декабря 2012 г. включительно.

Вместе с тем нормы Федерального закона N 342-ФЗ не регулируют правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, которая входит в систему МЧС России (пункт 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385).

Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 (далее - Указ Президента РФ N 1309), и в ее состав включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Указом Президента РФ N 1309 установлено, что лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе МЧС России в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения; до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы МЧС России регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Федеральным законом N 69-ФЗ, соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На день издания МЧС России Приказа и до настоящего времени соответствующий федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, определяющий порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России, не приняты, поэтому необходимая регламентация осуществляется согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Подлежат отклонению и доводы заявителя о том, что правами и полномочиями по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России не могли быть наделены начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, которые не являются руководителями территориальных органов управления Государственной противопожарной службы.

В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона N 116-ФЗ руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы применяют Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с правами и полномочиями, предоставленными им министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в отношении подчиненных им лиц.

Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - Положение). Таким органом является Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (пункт 2).

Согласно пункту 8 Положения Главное управление МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство подчиненными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями, центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - подчиненные подразделения).

Главное управление МЧС России возглавляет начальник, который руководит деятельностью этого управления и подчиненных подразделений (пункт 14, подпункт 2 пункта 15 Положения).

Поэтому на основании статьи 40 Федерального закона N 116-ФЗ начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации правомерно предоставлены права и полномочия по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц.

Кроме того, Приказ не нарушает прав заявителя, который, как следует из материалов дела, занимал связанную с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России должность федерального казенного учреждения Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Дагестан и был уволен со службы 7 августа 2014 г. по основанию, предусмотренному пунктом "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Приказ, с положениями которого он связывает свое увольнение со службы, согласно пункту 12 Указа Президента РФ N 763 вступил в силу 16 сентября 2014 г., то есть по истечении десяти дней после дня официального опубликования нормативного правового акта (5 сентября 2014 г.).

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом того, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах полномочий МЧС России в установленном законом порядке и не нарушает прав М., заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 193 - 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. о признании недействующим пункта 1 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 июля 2014 г. N 385 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области