Решение Верховного Суда РФ от 12.03.2008 N ВКПИ08-2 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"> (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. N ВКПИ08-2

(Извлечение)

Ш. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором оспорил Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) в следующей части:

- пункт 8, подпункт "а" пункта 9 и подпункт "а" пункта 14 в части, в которой не предусмотрены для исчисления пенсии выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также механизм поддержания пенсионного обеспечения военных пенсионеров на уровне, установленном статьей 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года;

- подпункт "а" пункта 14 в части, в которой не предусмотрен порядок индексации пенсий с учетом индекса потребительских цен.

Военная коллегия не нашла оснований для удовлетворения заявления.

Из преамбулы Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года.

Согласно этому Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).

Согласно статье 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР (далее - военнослужащих), а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Согласно статье 43 и части первой статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Нормы статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 января 2008 года N 4-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.

Изложенное указывает о том, что положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение в Законе от 12 февраля 1993 года, который не противоречит указанному Соглашению.

Исследование содержащегося в статьях 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" показывает, что оно отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам. Данный вывод согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14 декабря 2004 г. N 429-О, согласно которой такое истолкование статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года адекватно воле законодателя.

Из этого следует, что неуказанные в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года дополнительные виды денежного довольствия военнослужащих, в том числе указанные в заявлении Ш. ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также ежемесячное денежное поощрение, в состав денежного довольствия для исчисления пенсии военнослужащим не входят.

Названные надбавки в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 177 выплачиваются только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и имеют иное предназначение, обусловленное необходимостью совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня в обычных условиях военной службы.

Что касается указания в заявлении на необходимость исчисления пенсий с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, то с 1 декабря 2007 г. это положение из статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 года исключено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ с одновременным увеличением в 1,15 раза окладов по воинским должностям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и установлением новых окладов по воинским званиям, в которые включена сумма денежной компенсации взамен продовольственного пайка, ранее выплачиваемая военнослужащим.

Таким образом, содержащийся в статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года перечень выплат для исчисления пенсий военнослужащим, состоящий из окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, является исчерпывающим. На Правительство Российской Федерации, в соответствии с названной статьей Закона от 12 февраля 1993 года, возложена обязанность по определению порядка назначения и выплаты этих пенсий.

Во исполнение предписаний Закона Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло оспариваемое Постановление.

В соответствии с пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 Постановления пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, в которое включаются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии.

Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, пенсии, назначенные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года, подлежат пересмотру: в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.

Из содержания пункта 8 и подпункта "а" пункта 9 Постановления видно, что они воспроизводят положения статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 года и соответствуют правовому смыслу понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим".

При таких обстоятельствах оснований для признания пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 14 Постановления в указанной в заявлении части не соответствующими статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года и статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года не имеется.

Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о противоречии подпункта "а" пункта 14 Постановления Конституции Российской Федерации, статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года и статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года в той части, в которой в нем не предусмотрен порядок индексации пенсий с учетом индекса потребительских цен.

При этом Военная коллегия исходила из следующего.

Порядок индексации денежных доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги ранее был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" утратил силу, чем в настоящее время обусловливается невозможность осуществления пересмотра пенсий по основанию, предусмотренному в подпункте "а" пункта 14 Постановления.

Вместе с тем отсутствие такой возможности, согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 271-О, не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав той категории граждан, к числу которых относится заявитель, поскольку названным Постановлением в подпункте "б" пункта 14 предусматривается и другое основание для пересмотра пенсий, а именно увеличение денежного довольствия военнослужащих. Возможность такого альтернативного способа пересмотра пенсий допускалась и статьей 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", согласно которой индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения. При принятии решения Военная коллегия не могла не учесть и то обстоятельство, что разрешение вопроса об изменении порядка исчисления и увеличения пенсий военнослужащим, к чему, по сути, сводятся требования Ш., относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области