Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N АКПИ15-495 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 10 Указа Президента РФ от 19.09.2011 N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2015 г. N АКПИ15-495

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению П. о признании недействующим пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России",

установил:

Президентом Российской Федерации 19 сентября 2011 г. издан Указ N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" (далее - Указ N 1205), который опубликован 26 сентября 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, ст. 5454.

Пункт 10 названного нормативного правового акта предписывает, что размер ежемесячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, предусмотренном для индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих.

П., замещавший должность Управления аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 10 Указа N 1205, ссылаясь на его несоответствие положениям Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов от 22 января 1998 г., ратифицированного Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 167-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов", противоречие пункту 7 этого же указа. Заявитель полагает, что данной нормой нарушается его право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в размере, индексируемом с учетом применения средневзвешенного индекса повышения денежного содержания лиц, замещавших приравненные должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1402 "Об индексации пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих) в Администрации Президента Российской Федерации (Администрации Президента РСФСР) и аппарате Правительства Российской Федерации (аппарате Правительства РСФСР, аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации)".

Представитель Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Брычева Л.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях заявленное требование не признала, считая, что Указ N 1205 издан в пределах компетенции Президента Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение соответствует международному договору, федеральным законам и нормативным правовым актам большей юридической силы и прав и свобод заявителя не нарушает.

В судебном заседании П. поддержал заявление и пояснил, что пункт 10 Указа N 1205 не противоречит федеральному законодательству, однако просит признать его недействующим ввиду нарушения Пенсионным фондом Российской Федерации его права на индексацию ежемесячной доплаты к пенсии в том размере, в каком происходит индексация пенсии лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя, обсудив возражения заинтересованного лица, проверив Указ N 1205 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 2 апреля 1997 г. подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

На основании этого договора 22 января 1998 г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов (далее - Соглашение), которое ратифицировано Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 167-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов".

В соответствии со статьей 1 данного международного договора должностными лицами органов Союза и их аппаратов признаются председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, его заместители и члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, его заместители и члены Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, руководители, их заместители и иные сотрудники аппаратов органов Союза, работающие в них на постоянной основе, за исключением лиц, относящихся к техническому и обслуживающему персоналу.

Статьей 6 Соглашения закреплено, что пенсионное обеспечение должностных лиц аппаратов органов Союза, включая доплату к пенсии, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - участников Союза, гражданами которых они являются, для государственных служащих. Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца назначаются и выплачиваются должностным лицам аппаратов органов Союза (либо членам их семей) теми государствами - участниками Союза, гражданами которых они являются.

Согласно статье 57 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов, за исключением членов Высшего Государственного Совета, Совета Министров и членов Палаты Союза Парламента, являются государственными служащими Союзного государства.

В целях реализации конституционных полномочий и положений Соглашения Президентом Российской Федерации издан Указ N 1205, которым гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также определены порядок и условия ее назначения, в частности основания, требуемый стаж, среднемесячный заработок, размер и порядок индексации.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, предусмотренном для индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих (пункт 10 Указа N 1205).

В силу статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсии федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 этого федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По смыслу приведенных правовых положений, основанием для индексации размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, является повышение денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральным государственным гражданским служащим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, в соответствии с пунктом 2 которых пенсии индексируются при централизованном повышении должных окладов федеральных государственных служащих на индекс повышения должностных окладов.

Таким образом, оспариваемое нормативное предписание, устанавливающее порядок индексации размера ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, соответствует приведенным выше нормам международного договора и действующего законодательства Российской Федерации и прав и свобод заявителя в сфере пенсионного обеспечения не нарушает.

Нарушение таких прав заявитель связывает с необоснованным, по его мнению, отказом Пенсионного фонда Российской Федерации индексировать с сентября 2012 года ежемесячную доплату к пенсии с учетом применения средневзвешенного индекса повышения денежного содержания лиц, замещавших приравненные должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1402 "Об индексации пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих) в Администрации Президента Российской Федерации (Администрации Президента РСФСР) и аппарате Правительства Российской Федерации (аппарате Правительства РСФСР, аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации)".

Однако данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного положения недействующим, так как оно связано не с его содержанием, а правоприменительным решением, которое может быть обжаловано заявителем в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом изложенного заявление П. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления П. о признании недействующим пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области