Решение Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N АКПИ17-949 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2018 г. N АКПИ17-949

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре С.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании частично недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2005 г., N 6842, и опубликованным 8 августа 2005 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 23 августа 2005 г. - в "Российской газете", утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

Подпунктом 60.9 пункта 60 Положения определен порядок заполнения строки 17 паспорта транспортного средства (далее - ПТС, паспорт) при оформлении паспортов таможенными органами. Как следует из данной нормы, строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 Положения, согласно которому в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об одобрении типа транспортного средства (далее - ОТТС) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство, СБКТС) включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы. Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного нормативного предписания в части не допускающей оформление ПТС без сведений о наличии ОТТС или СБКТС на автомобили, выпущенные в свободное обращение и зарегистрированные в органах регистрации на территории других государств - членов Евразийского экономического союза до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент), при условии соответствия экологического класса автомобиля требованиям, установленным законодательством Таможенного союза на момент выпуска транспортного средства в свободное обращение, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит пунктам 1, 2 статьи 35, пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, международным договорам, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и нарушает его право использовать свой автомобиль по назначению, так как наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.

В обоснование требования административный истец указал, что на основании оспариваемого пункта Положения таможенным органом ему было отказано в выдаче ПТС на принадлежащий ему автомобиль "VOLVO S60", 2008 года выпуска, приобретенный им в Республике Беларусь 28 мая 2011 г., при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Беларусь.

В судебное заседание административный истец и его представитель И.А. не явились. В письменном ходатайстве П. просил рассмотреть дело в отсутствие его и его представителя.

В письменных возражениях на административный иск Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченными органами исполнительной власти, принят с соблюдением требований к порядку принятия и введения в действие нормативных правовых актов, положение оспариваемого в части пункта соответствует требованиям подпункта 5 пункта 3 раздела I Технического регламента, устанавливает порядок оформления и заполнения ПТС, а также перечень типов транспортных средств, на которые они могут быть выданы, основания для принятия решения об отказе в их выдаче оспариваемый акт не определяет.

В судебном заседании представители Минпромторга России - К., МВД России - В. и И.С., ФТС России - М., Минюста России - С.Л. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Минэкономразвития России просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленное требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Оспариваемое в части Положение утверждено совместным приказом МВД России, Минэкономразвития России и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных пунктом 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов технических средств" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477), а также во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. N 1143 "О внесении изменений в Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р, с целью упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации было преобразовано в Минпромторг России и Министерство энергетики Российской Федерации с соответствующим распределением функций между этими министерствами. Минпромторгу России переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" функции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе.

С учетом изложенного изменения в подпункт 60.9 пункта 60 Положения вносились совместными приказами МВД России, Минпромторга России и ФТС России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. ПТС выдаются: организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации (пункты 1 и 2).

Подпунктом "а" пункта 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" установлено, что до 1 июля 2018 г. допускается оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государство-член).

Этими правилами и является оспариваемый в части Приказ.

ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 1 Положения).

Пункт 6 Положения исходя из указанных выше требований постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 предусматривает, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или СБКТС и на шасси при наличии одобрения типа шасси (далее - ОТШ). Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Согласно Техническому регламенту одобрение типа транспортного средства представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям Технического регламента, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям Технического регламента. Под выпуском в обращение для целей Технического регламента понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6).

Исходя из положений пунктов 6 и 7 Технического регламента датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента.

В Российской Федерации таким документом является ПТС.

Из приведенных норм следует, что обязательным условием регистрации и допуска к участию в дорожном движении ввезенного физическим лицом транспортного средства для личного пользования на территории Российской Федерации является наличие ПТС, который выдается в случае соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента, подтверждающегося ОТТС или СБКТС.

Особенности оформления паспортов таможенными органами в случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза, установлены пунктами 57, 58 Положения. Выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.

Оспариваемый административным истцом подпункт 60.9 пункта 60 Положения устанавливает порядок оформления ПТС таможенными органами с учетом указанных в нем особенностей, выражающихся в порядке заполнения строки 17 ПТС. На основании абзаца второго подпункта 60.9 допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). В указанных случаях в строке 17 паспорта транспортного средства делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Приведенное положение полностью соответствует требованиям подпункта 5 пункта 3 Технического регламента, согласно которому действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

В силу подпункта "б" пункта 6 Государственной программы участником Государственной программы является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.

Таким образом, предписания подпункта 60.9 Положения, допускающие не представлять сведения о наличии ОТТС или Свидетельства при оформлении ПТС таможенными органами, предполагают наличие документов, подтверждающих участие лица, обратившегося в таможенный орган за получением ПТС, в Государственной программе либо его статус беженца или вынужденного переселенца. Отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства возможно в том случае, если будут предоставлены сведения о том, что транспортное средство было ранее зарегистрировано в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации.

Положений, противоречащих статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" оспариваемая норма не содержит.

Учитывая, что Положение издано в пределах предоставленных полномочий, пункт 60.9 Положения не противоречит федеральному законодательству и международным договорам, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П. о признании частично недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области