Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2002 N ГКПИ02-1008 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 29.04.2002 N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2002 г. N ГКПИ 02-1008

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                   Савченко Д.В.,
    с участием прокурора                           Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению производственного кооператива (артели старателей) "Прибрежная" о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 г.",

установил:

производственный кооператив "Прибрежная" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Постановление Правительства РФ противоречит Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ и Лесному кодексу РФ.

В частности, согласно ст. ст. 57 и 75 Конституции РФ, ст. 12 Налогового кодекса РФ установление налогов и сборов осуществляется только посредством принятия законов и Правительство РФ не вправе было решать эти вопросы, что им фактически сделано при принятии оспариваемого Постановления.

В нарушение требований ст. ст. 63 и 68 Лесного кодекса РФ, размер платежей за перевод лесных земель в нелесные земли определен данным Постановлением без учета кадастровой оценки переводимого участка.

Считает также, что абзац 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. "О федеральном бюджете на 2002 г." о передаче Правительству РФ полномочий по установлению в 2002 г. размера платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя Кузнецова О.Н. заявленное требование поддержала.

Представители Правительства РФ Зайцев А.В., Савельева Е.В., Березин В.А., Шестак К.А. и Золотарева И.К. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое заявителем Постановление принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства РФ.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания ст. 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." следует, что в 2002 г. размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета указанных средств определяются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, во исполнение названной выше нормы Закона и исходя из требований Лесного кодекса РФ, Правительством РФ 29 апреля 2002 г. было принято Постановление N 278, которым утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, а также базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда.

По утверждению представителей Правительства РФ, указанная плата является по своей экономической сути компенсационным платежом в возмещение потерь лесного хозяйства в связи с переводом лесных земель в нелесные и изъятием земель лесного фонда.

Размеры платы за перевод и изъятие земель лесного фонда определены для субъектов Российской Федерации по группам древесных пород (хвойные, твердолиственные, мягколиственные) и группам классов бонитета, учитывающих производительность (доброкачественность) условий местопроизрастания.

По всеобщим или региональным таблицам хода роста нормальных насаждений определены максимальный запас стволовой древесины и средний диаметр насаждения, что опосредованно учитывает качество почвенных условий, наличие второстепенных лесных ресурсов и ресурсов побочного пользования.

Товаризация ликвидного запаса выполнена по утвержденным для субъекта РФ товарным таблицам.

По минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127, рассчитана стоимость ликвидной древесины нормального насаждения в резервных лесах третьей группы при коэффициенте экологической составляющей, равной 1.0. Полученная величина является нормативным размером платы за перевод лесных земель в нелесные.

Размер платы при изъятии земель лесного фонда складывается как совокупная сумма размера платы за перевод лесных земель в нелесные и размера платы за изъятие земель.

Данный платеж не может быть отнесен к налоговым, поскольку не обладает его признаками, а поэтому Правительство РФ при издании оспариваемого Постановления не превысило своих полномочий и не нарушило требований действующего законодательства РФ.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных данных и самим заявителем.

Анализ действующего законодательства РФ по этому вопросу также свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление Правительства ему не противоречит.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных законом оснований для признания недействительным Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 278 не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемым Постановлением Правительство РФ установило налоговые платежи за пользование лесным фондом, чего в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Конституцией РФ не вправе было делать, не может быть признан обоснованным, поскольку плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда не отнесена законом к налоговым платежам за пользование лесным фондом.

Согласно ст. 103 Лесного кодекса РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

В связи с переводом лесных земель в нелесные и их изъятием из лесного фонда данные участки фактически выбывают из состава лесного фонда, а поэтому предусмотренные законом налоговые платежи в виде лесных податей или арендной платы за пользование лесным фондом при этом не могут иметь места.

В соответствии со ст. 63 Лесного кодекса РФ при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки.

Порядок перевода лесных земель в нелесные и их изъятия устанавливается Правительством РФ.

Из содержания приведенной нормы Закона следует, что предусмотренные ею платежи по своему характеру не могут быть отнесены к лесным податям или арендной плате (налоговым платежам), так как они направлены на возмещение причиненных лесному хозяйству потерь, связанных с переводом лесных земель в нелесные и их изъятием из лесного фонда, а не за пользование лесным фондом, предусматривающим уплату налога.

Неналоговая природа данной платы выражается и в том, что согласно приложению N 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 г." доходы от уплаты за перевод лесных земель в нелесные и за их изъятие из лесного фонда относятся к неналоговым доходам.

О неналоговом характере указанной платы свидетельствует и то обстоятельство, что ее неуплата не может служить основанием к изъятию соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки.

Следовательно, на плату за перевод лесных земель в нелесные и их изъятие из лесного фонда, в связи с отсутствием у нее ряда признаков и существенных элементов налогового обязательства, не распространяется режим налогового платежа, а поэтому она не может быть включена в систему налогов Российской Федерации, устанавливаемую в соответствии с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ федеральным законом.

Не может быть принята во внимание и ссылка заявителя на то, что размер платы за перевод лесных земель в нелесные и их изъятие из лесного фонда установлен оспариваемым Постановлением Правительства РФ без соблюдения требований ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса РФ, поскольку в силу п. 28 приложения N 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 г." действие части второй ст. 63 названного Кодекса в части установления размера платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда и направления ее лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

При этом, как отмечалось выше, статьей 17 названного Закона определено, что в 2002 г. размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета указанных средств устанавливаются Правительством РФ, что им и было выполнено при принятии оспариваемого Постановления.

Утверждение заявителя о том, что оспариваемое Постановление Правительства РФ противоречит Лесному кодексу РФ и фактически устанавливает плату за перевод в нелесные земли земель, уже являющихся нелесными, также не может быть признано убедительным, поскольку заявителем ошибочно подменяются понятия "нелесные земли" и "земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью".

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельхозугодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Таким образом, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, относятся, независимо от этого, к лесным землям и их перевод в нелесные должен осуществляться по общим правилам, предусмотренным законодательством РФ.

Другие доводы, на которые ссылался представитель заявителя в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление производственного кооператива (артели старателей) "Прибрежная" о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 г." оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области