Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2003 N ВКПИ03-40 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей части 9 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел...">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2003 г. N ВКПИ 03-40

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации             Коронца А.Н.,
    при секретаре                                 Третьякове С.В.,
    с участием старшего прокурора
    отдела Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                                Титова Н.П.,
    представителей заинтересованного лица -
    Председателя Правительства
    Российской Федерации                             Батурина Ю.П.
                                                   и Бовиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кадирова Марата Магарифовича о признании недействующим ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части невключения в выслугу лет для назначения пенсии периода теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа,

установила:

Кадиров обратился в Верховный Суд с требованием признать недействующей ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части включения в выслугу лет для назначения пенсии только времени нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.

В заявлении Кадиров указывает, что он с 1 ноября 1990 года по 31 марта 1991 года проходил теоретическое обучение без отрыва от производства при Челябинском учебном авиационном центре ДОСААФ по программе обучения курсантов-пилотов на самолетах Л-29.

В соответствии с Приказом Министра обороны СССР N 0167 от 1967 года вышеуказанный срок засчитывался в срок действительной военной службы. В соответствии со ст. 1 обжалуемого нормативного правового акта в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитывается лишь время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся по программе подготовки офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, не ранее чем с 1 января 1961 года.

Таким образом, по мнению Кадирова, названная правовая норма нарушает его права на пенсионное обеспечение.

Кадиров также обращает внимание на существование в Приказе Министра обороны СССР N 0167 правовой нормы, обязывавшей включать время теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа в выслугу лет для назначения пенсии.

Заявитель в судебное заседание не прибыл, в письменном ходатайстве свои требования поддержал, просил провести судебное заседание без его участия.

Представители Председателя Правительства Российской Федерации требования заявителя не признали, указав на предоставленные законодательством Российской Федерации Правительству Российской Федерации полномочия устанавливать порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица - Председателя Правительства Российской Федерации - Батурина Ю.П. и Бовиной Н.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

На основании указанной правовой нормы Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий издало Постановление "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, определив в нем порядок исчисления выслуги для назначения пенсии.

В соответствии с п. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1968 года "О подготовке офицеров запаса летного и летно-технического состава в учебных организациях ДОСААФ СССР" от 19 июня 1968 года N 2777-VII лицам, проходившим подготовку офицеров запаса в учебных заведениях ДОСААФ СССР, время обучения на офицеров запаса засчитывается в срок действительной военной службы, а время практической летной подготовки также в выслугу лет в Вооруженных Силах СССР и в трудовой стаж.

Согласно п. 4 названного правового акта граждане призывных возрастов, призванные на практическую летную подготовку, считаются военнослужащими, состоящими на действительной военной службе.

При таких данных следует прийти к выводу о том, что зачет в срок действительной военной службы всего периода обучения (теоретического и практического) лицам, окончившим подготовку по специальности летчика, давал им право на освобождение от военной службы по призыву.

Аналогичные требования по зачету выслуги лет содержатся в Приказе Министра обороны СССР "О введении в действие Положения о подготовке летно-технического состава запаса Военно-Воздушных Сил в системе ДОСААФ СССР" от 7 июля 1967 года N 0167 (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Министра обороны СССР от 4 июля 1968 года N 0160), на который ссылается заявитель.

Указанный порядок исчисления выслуги лет был предусмотрен действующим в период обучения Кадирова Постановлением Совета Министров СССР "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" от 15 декабря 1990 года N 1290.

Таким образом, обжалуемая норма заимствована из ранее действующего законодательства, на котором Кадиров основывает свои требования, не противоречит Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что в соответствии со ст. 253 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Что касается заявления Кадирова в части требований обязать Правительство Российской Федерации устранить правовым способом допущенное нарушение его прав на пенсионное обеспечение путем включения времени теоретического обучения по программе курсантов-пилотов в выслугу лет для назначения пенсии, то с учетом конституционного принципа разделения властей это требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а поэтому в соответствии со ст. 220 ГПК РФ производство по заявлению Кадирова в этой части подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 199, 220, 252, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

в удовлетворении заявления Кадирова Марата Магарифовича о признании недействующей ч. 9 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части невключения в выслугу лет для назначения пенсии периода теоретического обучения без отрыва от производства по программе курсантов-пилотов в системе бывшего ДОСААФа - отказать.

В части требований Кадирова Марата Магарифовича обязать Правительство Российской Федерации правовым путем включить ему в выслугу лет для назначения пенсии период теоретического обучения по программе курсантов-пилотов, производство по делу прекратить на основании ст. 220 ГПК РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области