Решение Верховного Суда РФ от 10.04.2008 N ГКПИ08-797 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2008 г. N ГКПИ08-797

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 (ред. от 01.12.2007) "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации",

установил:

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 (ред. от 01.12.2007) "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" в той мере, в какой она ограничивает право на дополнительную оплату за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни для лиц, проходящих службу в командировках в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Как утверждает заявитель, оспариваемое положение противоречит статьям 149 - 154 ТК РФ и нарушает его право на компенсацию.

В обоснование нарушения своих прав указал, что он проходил службу в ГУВД Нижегородской области, с 2 октября 2004 г. по 7 апреля 2005 г. был командирован в Чеченскую Республику. Решением мирового судьи судебного участка N 5 Советского района г. Нижнего Новгорода от 13 октября 2005 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени ему отказано.

Х. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Марьян Г.В., Чуракова Е.Д., Ивашечкина С.В., Зык О.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение не противоречит законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.

Правовую основу службы в органах внутренних дел согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (с изменениями), индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

Согласно статье 22 данного Закона виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Российской Федерации и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ). За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152 - 154 ТК РФ.

В силу ст. 17 названного Закона обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с изданием Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого Постановления, правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, является МВД Российской Федерации (ст. 6 Закона), в компетенцию которого в силу ст. 7 входит борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

В силу ст. 19 Закона правовой и социальной защите подлежат, в том числе, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвовавшие в борьбе с терроризмом; социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 20 действующего в настоящее время Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства Правительство Российской Федерации Постановлением от 09.02.2004 N 65 установило дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 28, 13.02.2004 В настоящее время действует в редакции Постановления Правительства РФ от 01.12.2007 N 837.

Данным Постановлением, исходя из специфики режима служебного времени сотрудников и военнослужащих, проходящих службу и направляемых в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом особенностей выполняемых ими задач, в том числе и необходимости несения службы в сверхурочное время, ночные часы, а также в выходные и праздничные дни, установлены необходимые гарантии и компенсации:

оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;

ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет, исходя из повышенных в соответствии с настоящим Постановлением окладов денежного содержания;

ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской должности) с учетом повышения, предусмотренного настоящим Постановлением;

- полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы;

- зачет выслуги лет для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

- время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;

- обеспечение бесплатным питанием с сохранением на этот период выплаты ежемесячной продовольственной компенсации и ряд других льгот и компенсаций.

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, указанной категории сотрудников предоставляется дополнительный отпуск за особый характер службы продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности в результате повышенных физических и нервных нагрузок.

Системный анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел.

Режим службы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил), изначально не предполагает соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени.

Для данных сотрудников на период командировки установлен особый режим работы и специальные повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда.

Указанные работники в этот период не находятся в непосредственном подчинении своего постоянного работодателя, и последний не решает в отношении них вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, привлечением работников к сверхурочным, ночным работам.

Ошибочными являются ссылки заявителя на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в названном Кодексе не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации лиц, находящихся на федеральной государственной службе, к видам которой Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" отнесены военная и правоохранительная служба.

Трудовым кодексом РФ предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение работодателем расходов, связанных со служебной командировкой. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. ст. 167, 168 ТК РФ).

Пунктом 107 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 5 октября 2006 г. N 780, определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам (военнослужащим), направленным в служебные командировки для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предоставляются в установленном порядке, т.е. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 (сноска к пункту 107).

Оспариваемые правовые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области