ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2006 г. N ВКПИ06-33/06
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре - капитане юстиции Старкове Д.М., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., представителя Правительства Российской Федерации Рыбакова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании противоречащим закону Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" в части, касающейся выплаты денежной компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, только на основании договора найма (поднайма) жилого помещения,
установила:
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, полагая, что оспариваемый нормативный акт в указанной части противоречит положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку связывает выплату ежемесячной денежной компенсации при невозможности обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, с обязательным предоставлением письменного договора найма (поднайма) жилья.
По утверждению Г., по своему правовому положению он и члены его семьи соответствуют требованиям, необходимым для получения названной компенсации, однако не имеют достаточных денежных средств для найма (поднайма) жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и не могут заключить такой договор. Поэтому, в отличие от всех остальных военнослужащих - граждан, уволенных с военной службы, он и члены его семьи лишены возможности использовать право на ежемесячную денежную компенсацию на жилье.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Г. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Рыбаков А.Е. возражал против удовлетворения заявления, указав, что Правительство Российской Федерации, принимая Постановление от 31 декабря 2004 года N 909, положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушило.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Рыбакова А.Е., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявителю в требованиях отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Г. не подлежащим удовлетворению.
Преамбулой к Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что данный нормативный акт в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Право военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и членов их семей на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы по льготным основаниям и переменой места жительства реализуется на основании ч. 1 п. 14 ст. 15 названного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ).
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ч. 2 п. 14 ст. 15 Закона предусматривает возможность ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение прямо закреплено и в ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на который имеются ссылки в заявлении Г.
Во исполнение требований приведенных Законов и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 года принято Постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", которым утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Таким образом, определяя порядок и размер выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, Правительство Российской Федерации действовало в рамках предоставленных ему полномочий, а поэтому положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушило.
Утверждение Г. в заявлении о незаконности возложения на него обязанности по предоставлению договора найма (поднайма) жилого помещения для получения ежемесячной денежной компенсации, в связи с невозможностью предоставления жилья, является ошибочным.
По сложившейся практике под компенсацией понимается возмещение лицу потерь, понесенных убытков и расходов.
Из этого следует, что законодатель в ч. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрел выплату денежной компенсации, то есть возмещения понесенных расходов, связанных с невозможностью обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, лишь при наличии таких расходов со стороны указанной категории граждан.
Юридическим фактом, порождающим у гражданина обязанность вносить плату за жилье и нести жилищные расходы, является договор найма (поднайма) жилого помещения, который заключается в письменной форме и влечет за собой возникновение у нанимателя (поднанимателя) прав пользования жилым помещением для проживания в нем (ст. ст. 671, 674, 678, 679 и 685 ГК РФ).
Таким образом, регламентируя порядок выплаты денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, Правительство Российской Федерации обоснованно предусмотрело в Постановлении от 31 декабря 2004 года N 909 ее ежемесячную выплату органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы, на основании письменного договора найма (поднайма) жилья.
Иное толкование порядка компенсации гражданину понесенных расходов за найм (поднайм) жилого помещения, как предлагается заявителем, будет противоречить и принципу целевого расходования бюджетных средств, закрепленному в ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Что касается принятых уполномоченными органами решений по частным требованиям Г., связанных с отказом в выплате ему денежной компенсации на жилье, то они, при наличии волеизъявления заявителя, в соответствии с главой 25 ГПК РФ, могут быть предметом рассмотрения судов по месту его жительства либо по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления Г. о признании противоречащим закону Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" в части, касающейся выплаты денежной компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, на основании договора найма (поднайма) жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области