Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2003 N ГКПИ03-347 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным подпункта 8 пункта 21 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2003 г. N ГКПИ 03-347

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                  Носовской Е.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению страхового открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействительным пп. 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857,

установил:

страховое открытое акционерное общество "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" (сокращенное наименование: ОАО "Мед-Полис") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857.

Как указывает заявитель, в соответствии с действующим законодательством обязательными для исполнения являются нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и опубликованные в установленном порядке.

Обжалуемым подпунктом 8 п. 21 Устава ФФОМС к компетенции директора ФФОМС отнесено утверждение нормативно-методических документов, обязательных для исполнения территориальными фондами обязательного страхования и страховыми медицинскими организациями.

Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФФОМС, однако обжалуемые положения устава позволяют ФФОМС издавать правовые акты без их государственной регистрации.

В суде представитель ОАО "Мед-Полис" Цепелев Ю.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что до введения государственной регистрации актов ФФОМС последний издал многочисленные нормативно-методические документы, которые применяются территориальными фондами медицинского страхования, существенно ограничивают права и затрагивают интересы страховой медицинской организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Акишин А.П. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству и не нарушают гражданские права заявителя ОАО "Мед-Полис".

Выслушав объяснения представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Акишина А.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (сокращенное наименование ФФОМС).

Федеральный фонд, являясь самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

В соответствии с пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда директор ФФОМС по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статье 23 устанавливает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Пунктом 21 устава ФФОМС определены полномочия директора Федерального фонда, в том числе по утверждению нормативно-методических документов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" государственной регистрации, а также опубликованию в установленном порядке подлежат, в частности, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования к числу федеральных органов исполнительной власти не относится.

В связи с тем, что Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с положением, определяющим порядок его деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер, Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Федеральным фондом, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.

Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания - 20 марта 2001 г. и не имеет обратной силы. Нормативные правовые акты, изданные до этого срока, государственной регистрации не подлежат.

Федеральный фонд вправе также издавать правовые акты ненормативного характера.

Доводы представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А. о том, что в пп. 8 п. 21 устава ФФОМС названы не все субъекты медицинского страхования, для которых утверждаемые Федеральным фондом нормативно-методические документы являются обязательными для исполнения, не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

В статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

По объяснениям представителя Правительства РФ Акишина А.П. при издании Федеральным фондом нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, они будут иметь обязательный характер и для других субъектов медицинского страхования в силу закона.

Доводы заявителя о том, что изданные ФФОМС до введения государственной регистрации Методические рекомендации по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, и другие нормативно-методические документы существенно ограничивают права и затрагивают интересы страховой медицинской организации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. ОАО "Мед-Полис" не лишено возможности обжаловать в судебном порядке вышеназванные нормативно-методические документы, если полагает, что они нарушают его права и охраняемые законом интересы.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему федеральному законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление ОАО "Мед-Полис" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление страхового открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области