Решение Верховного Суда РФ от 08.09.2015 N АКПИ15-791 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4 приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. N АКПИ15-791

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Департамента городского имущества города Москвы о признании частично недействующим пункта 4 приложения N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке",

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 13 декабря 2010 г. N 628, зарегистрированным 9 февраля 2011 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 19771, опубликованным 16 февраля 2011 г. в "Российской газете", утверждены форма декларации об объекте недвижимости (приложение N 1) и требования к ее подготовке (приложение N 2, далее - Приложение N 2 к приказу).

Пунктом 4 Приложения N 2 к приказу предусмотрено, что декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г.

Департамент городского имущества города Москвы обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Приложения N 2 к приказу в части слов "(если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались)", ссылаясь на нарушение его прав как представителя собственника - города Москвы, связанное с отказом в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения в которых указаны на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. По мнению заявителя, оспариваемое нормативное положение противоречит части 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Минэкономразвития России и Минюст России в письменных возражениях на заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что оспариваемая правовая норма принята компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, законодательству Российской Федерации не противоречит, права заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя Д., возражения представителей Минэкономразвития России К., Н. и представителя Минюста России Ч., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 названного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.

Одним из необходимых для кадастрового учета документов в силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 47 этого федерального закона.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ).

Основания для указания перечисленных сведений о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства определены в части 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ.

Так, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости.

Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта такого объекта недвижимости.

Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.

В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, вводя в качестве общего основания для указания сведений о поименованных выше объектах недвижимости представленные заказчиком кадастровых работ разрешение на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию, проектную документацию или изготовленный до 1 января 2013 г. технический паспорт таких объектов недвижимости, федеральный законодатель в качестве специального основания предусмотрел и соответствующую декларацию для случаев отсутствия подобных документов.

Согласно статье 2 Федерального закона N 221-ФЗ правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, названный федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, осуществление подготовки проектной документации согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

До 1 января 2013 г. государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в силу статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ осуществлялся органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

По результатам осуществления технической инвентаризации и государственного технического учета могли быть изготовлены технические паспорта на объекты капитального строительства (пункт 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2000 г. N 921).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что декларация об объекте недвижимости, являясь неотъемлемой частью технического плана, может быть составлена и заверена правообладателем объекта недвижимости или его представителем (пункт 2 Приложения N 2 к приказу) в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, если законом не предусматривались для конкретного случая изготовление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации или отсутствовал технический паспорт на объект недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г.

Следовательно, оспариваемое нормативное положение, вопреки доводам заявителя, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не противоречит части 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ.

Кроме того, в указанном заявителе аспекте пункт 4 Приложения N 2 к приказу не применялся, а значит, и не мог нарушать его прав.

Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости, изложенные в пункте 4 Приложения N 2 к приказу, установлены Минэкономразвития России как федеральным органом исполнительной власти, выполняющим кроме прочего и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности при реализации соответствующих полномочий, предусмотренных частью 10 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ и пунктами 5.2 и 5.2.22 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Департамента городского имущества города Москвы о признании частично недействующим пункта 4 приложения N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области