Решение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 N АКПИ18-649 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, пятого пункта 3.4, подпунктов "а", "б", "в", "г", "ж" пункта 6.2 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Приказом Минкомсвязи России от 13.04.2012 N 107>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2018 г. N АКПИ18-649

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Первая нерудная компания" о признании частично недействующими абзацев второго, пятого пункта 3.4, подпунктов "а", "б", "в", "г", "ж" пункта 6.2 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 107,

установил:

согласно абзацу второму пункта 3.4 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее также - Положение) формирование регистра юридических лиц производится руководителями юридических лиц путем добровольного, самостоятельного внесения сведений, указанных в абзацах первом и шестом данного пункта, с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, или аккредитованными удостоверяющими центрами в установленном указанным приказом порядке при личном присутствии руководителя регистрируемого юридического лица при условии соответствия этих сведений информации, содержащейся в базовых информационных ресурсах.

В целях, предусмотренных пунктом 1.4 Положения, руководителем юридического лица добровольно, либо при личном присутствии руководителя юридического лица с его согласия аккредитованными удостоверяющими центрами могут заноситься дополнительные сведения в регистр юридических лиц (абзац пятый пункта 3.4 Положения).

Пунктом 6.2 Положения определен порядок регистрации юридического лица в регистре юридических лиц в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), в соответствии с которым:

а) регистрация юридического лица в регистре юридических лиц единой системы идентификации и аутентификации может осуществляться руководителем юридического лица путем самостоятельного внесения сведений;

б) для регистрации юридического лица у руководителя юридического лица необходимо наличие страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), номера телефона или адреса электронной почты и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного руководителю юридического лица в аккредитованном удостоверяющем центре с обязательным указанием в этом сертификате данных страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) руководителя юридического лица;

в) регистрация юридического лица осуществляется с использованием интерактивной формы регистрации юридического лица единой системы идентификации и аутентификации путем внесения следующих необходимых для регистрации юридического лица сведений:

фамилия, имя, отчество (если имеется), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (если имеется), контактная информация - номер телефона и (или) адрес электронной почты (по выбору заявителя) физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;

основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес электронной почты (если имеется), полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;

г) заполнение полей "ОГРН", "ИНН" юридического лица, "СНИЛС", "Фамилия", "Имя" и "Отчество" физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, формы регистрации осуществляется автоматической подстановкой данных, содержащихся в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном юридическому лицу аккредитованным удостоверяющим центром;

д) необходимые для регистрации юридического лица данные, которые не могут быть получены из информации, хранящейся в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном юридическому лицу аккредитованным удостоверяющим центром, вносятся лицом, упомянутым в подпункте "а" пункта 6.2 данного положения, в соответствующие поля формы регистрации вручную;

е) информация из полей формы регистрации проходит автоматическую проверку достоверности с использованием базовых информационных ресурсов;

ж) в случае достоверности и полноты введенной информации осуществляется регистрация юридического лица в регистре юридических лиц, а физического лица, осуществившего регистрацию юридического лица, - в регистре физических лиц единой системы идентификации и аутентификации, в случае отсутствия регистрации данного физического лица в регистре физических лиц.

Открытое акционерное общество "Первая нерудная компания" (далее также - ОАО "ПНК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев второго, пятого пункта 3.4, подпунктов "а", "б", "в", "г", "ж" пункта 6.2 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 53, пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзацу третьему пункта 2 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", части 19 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", нарушают его права и законные интересы, поскольку установленный правовой механизм не предусматривает возможности выполнения регистрации юридического лица иным лицом, отличным от руководителя, являющегося физическим лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как указывает административный истец, ОАО "ПНК" включено в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве и государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, поскольку является единой теплоснабжающей организацией с. Талдан Сковородинского района Амурской области. Минкомсвязи России направило ОАО "ПНК" ответ, разъясняющий, что в соответствии с пунктом 3.2.1 Руководства пользователя единой системы идентификации и аутентификации создать учетную запись юридического лица возможно только из подтвержденной учетной записи физического лица, являющегося руководителем организации, или подтвержденной учетной записи представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Из комплексного толкования норм пунктов 3.2, 3.4, 6.2 Положения, с учетом разъяснения Минкомсвязи России, следует, что Положением в числе видов учетных записей не предусмотрено наличие учетной записи органа юридического лица. В целях реализации полномочий органа юридического лица предписывается использование учетной записи гражданина, который исполняет функции такого органа. Тем самым нормы Положения уравнивают статус органа юридического лица и статус физического лица, выполняющего функции органа юридического лица, а отсутствие в единой системе идентификации и аутентификации такого вида учетной записи, как "орган юридического лица", не может быть достаточным основанием для использования в качестве таковой личной учетной записи физического лица, используемой гражданином в своих личных целях.

В суде представитель административного истца С.Т. поддержала заявленные требования.

Представители административных ответчиков Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А., Министерства юстиции Российской Федерации С.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного истца ОАО "ПНК" С.Т., административных ответчиков Минкомсвязи России А., Минюста России С.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 создана федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Во исполнение пункта 4 постановления Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказом от 13 апреля 2012 г. N 107 утвердило Положение.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2012 г., регистрационный номер 23952, опубликован в "Российской газете" 18 мая 2012 г.

Положение определяет состав участников информационного взаимодействия, осуществляемого с использованием единой системы идентификации и аутентификации; ее структуру; правила формирования регистров единой системы идентификации и аутентификации; права, обязанности и ответственность участников информационного взаимодействия при формировании регистров органов и организаций, должностных лиц органов и организаций, информационных систем; права, обязанности и ответственность участников информационного взаимодействия при формировании регистров физических и юридических лиц; порядок регистрации в единой системе идентификации и аутентификации.

Правила формирования регистров ЕСИА предусматривают, что формирование регистра юридических лиц производится руководителями юридических лиц путем добровольного, самостоятельного внесения необходимых сведений, с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, или аккредитованными удостоверяющими центрами при личном присутствии руководителя регистрируемого юридического лица при условии соответствия этих сведений информации, содержащейся в базовых информационных ресурсах (абзац второй пункта 3.4 Положения).

Аналогичный порядок внесения дополнительных сведений в регистр юридических лиц предусмотрен абзацем пятым пункта 3.4 Положения.

Регистрация лица в ЕСИА связана с проверкой значимых для удостоверения личности критериев. В соответствии с пунктом 6.2 Положения руководитель юридического лица самостоятельно вносит сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), номере телефона или адресе электронной почты и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Регистрация юридического лица осуществляется с использованием интерактивной формы регистрации юридического лица единой системы идентификации и аутентификации путем внесения необходимых для регистрации юридического лица сведений (фамилия, имя, отчество (если имеется), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (если имеется), контактная информация - номер телефона и (или) адрес электронной почты (по выбору заявителя) физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности; основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес электронной почты (если имеется), полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица).

Подпункт "г" пункта 6.2 Положения предусматривает заполнение полей "ОГРН", "ИНН" юридического лица, "СНИЛС", "Фамилия", "Имя" и "Отчество" физического лица формы регистрации автоматической подстановкой данных, содержащихся в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи. В случае достоверности и полноты введенной информации осуществляется регистрация юридического лица в регистре юридических лиц, а физического лица, осуществившего регистрацию юридического лица - в регистре физических лиц ЕСИА, в случае отсутствия регистрации данного физического лица в регистре физических лиц.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.

Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определяет государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства как единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 статьи 2).

Одним из принципов создания, эксплуатации и модернизации системы является полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (пункт 8 статьи 4 указанного Федерального закона).

В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Регулируя отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает ведение государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривает выдачу застрахованному лицу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (статья 7).

Регулируя отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" определяет квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи как сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным данным Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (пункт 3 статьи 2).

Доводы административного истца о том, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом механизм регистрации юридического лица в системе ЕСИА противоречит нормам гражданского законодательства, являются несостоятельными.

Так, пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает приобретение юридическим лицом гражданских прав и обязанностей через свои органы, а пункт 1 статьи 182 Кодекса содержит общие положения о представительстве, направленные на достижение необходимой определенности содержания отношений по представительству, тогда как регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев и не может рассматриваться как ограничение права, предусмотренного пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон "Об акционерных обществах", согласно пункту 1 его статьи 1, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта о регистрации юридического лица в системе ЕСИА не могут ему противоречить.

ЕСИА функционирует на основе программных, технических средств и информационных технологий. Создать учетную запись юридического лица возможно только из подтвержденной учетной записи физического лица - руководителя организации или представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Это означает, что для регистрации юридического лица необходимо предварительно пройти процедуру проверки данных и подтверждения личности его руководителя.

Установленный порядок регистрации обусловлен в том числе тем, что в процессе регистрации юридического лица осуществляется сверка данных о руководителе, используемых для регистрации в ЕСИА, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

Что касается ссылок административного истца на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, то, регулируя вопросы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, часть 7 статьи 8.3 предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядка ее предоставления, а также порядка определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, и не определяет порядок регистрации юридического лица в ЕСИА и использование учетной записи физического лица в целях формирования регистрации юридических лиц.

Иные доводы административного истца направлены на осуществление другого порядка регистрации в ЕСИА, что не является предметом судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Первая нерудная компания" о признании частично недействующими абзацев второго, пятого пункта 3.4, подпунктов "а", "б", "в", "г", "ж" пункта 6.2 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 107, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области