ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1373
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кокорикова Д.В. о признании недействующими пункта 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, и пункта 4 Правил хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630, в части, препятствующей выдаче выписок из единого государственного реестра юридических лиц по недействующим юридическим лицам,
установил:
согласно пункту 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к данным Правилам, в виде:
выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к данным Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в указанном реестре, по форме согласно приложению N 6 к данным Правилам.
Указанный запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.
Пунктом 4 Правил хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения о юридических лицах, прекративших свою деятельность, в том числе в результате реорганизации или ликвидации, внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра, и физических лицах, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, подлежат удалению из электронной базы данных государственных реестров в течение 5 дней с даты внесения соответствующих записей в государственные реестры и сохраняются на электронных носителях в регистрирующих органах в течение предельных сроков ведомственного хранения.
Гражданин Кокориков Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и пункта 4 Правил хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 1, 4 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в части, препятствующей выдаче выписок из единого государственного реестра юридических лиц по недействующим юридическим лицам, и нарушают его право на получение открытой и общедоступной информации.
Кокориков Д.В. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 13 октября 2009 г. N КА-П13-5842).
Представитель Правительства РФ П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, не препятствуют выдаче налоговыми органами заинтересованным лицам выписок из ЕГРЮЛ в отношении недействующих юридических лиц и не содержат запрета предоставления таких выписок.
Выслушав объяснения представителя Правительства РФ П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что порядок ведения государственных реестров определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение предписаний Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 июня 2002 г. утвердило Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 113, 26.06.2002, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 26, 01.07.2002.
Пункт 20 Правил определяет, в каком виде предоставляются содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы. Это могут быть выписка из государственного реестра, копия документа о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе либо справка об отсутствии запрашиваемой информации. Данная норма также устанавливает возможность выдачи любому физическому лицу справки о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Положения пункта 20 Правил соответствуют Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пункты 2, 6 статьи 6) и не содержат указания на то, что выписки из единого государственного реестра юридических лиц по недействующим юридическим лицам не должны выдаваться.
К полномочиям Правительства Российской Федерации Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" отнес определение порядка и срока исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов (пункт 3 статьи 5). В этой связи Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, которые опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 43, 27.10.2003, "Российской газете" N 224, 05.11.2003.
Данные Правила определяют порядок и сроки хранения в регистрирующих органах документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, передачи на постоянное хранение в государственные архивы документов юридических лиц, прекративших свою деятельность, в том числе в результате реорганизации или ликвидации, внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра, и физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, а также сведений об указанных лицах, содержащихся в государственных реестрах.
Пункт 4 названных Правил регулирует вопросы хранения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП документов (сведений) о юридических лицах, прекративших свою деятельность, а физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Из содержания нормы следует, что сведения о прекратившем свою деятельность юридическом лице существуют, поскольку после удаления из электронной базы данных ЕГРЮЛ такие сведения сохраняются на электронных носителях регистрирующих органов. Данная норма не содержит запрета о выдаче сведений о недействующих юридических лицах.
В случае непредоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Кокорикова Д.В. о признании недействующими пункта 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, и пункта 4 Правил хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630, в части, препятствующей выдаче выписок из единого государственного реестра юридических лиц по недействующим юридическим лицам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области