ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2004 г. N ВКПИ04-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Хомчика В.В., при секретаре Шаровотовой И.А., с участием представителя ответчика Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Волкова В.В., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Расторгуева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Тихонова Григория Анатольевича о признании недействующим второго абзаца пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 534 от 12 ноября 1999 года "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации", и абзаца 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации",
установила:
Тихонов Г.А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что в 2001 году признан органами местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном перед увольнением по предельному возрасту пребывания на военной службе.
В последний год военной службы Тихонов Г.А. обратился к воинским должностным лицам с просьбой включить его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако в ее удовлетворении ему было отказано со ссылкой на Приказы МО РФ N 534 от 12 ноября 1999 года и 15 февраля 2000 года N 80, поскольку по месту военной службы он обеспечен жильем для постоянного проживания и не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В заявлении Тихонов Г.А. настаивает на том, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и нарушают его право на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны РФ в последний год военной службы.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Министра обороны Российской Федерации подполковник юстиции Волков В.В. возражал против удовлетворения заявления Тихонова Г.А., указав, что абзац 2 пункта 1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации полностью соответствует п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не нарушает права военнослужащих. Что же касается абзаца 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, то его законность нуждается в судебной проверке.
Выслушав представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Волкова В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Расторгуева В.В., полагавшего необходимым удовлетворить требования заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление Тихонова Г.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
При этом выдача сертификатов военнослужащим осуществляется в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с указанными нормами Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71), которая в настоящее время фактически изменена Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 700, утвердившего подпрограмму "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
По смыслу Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и в соответствии с абзацем 8 раздела 2 указанной подпрограммы право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2002, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2002 N КАС02-380, абзацы 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71, признаны не соответствующими закону в части слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и".
Абзацем 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, предусмотрено, что право на получение сертификата имеют определенные в подпунктах а), б) и в) указанного пункта категории граждан Российской Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ03-47 от 16 сентября 2003 года признан не действующим со дня принятия абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, в части слов "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы.
В обоснование указанных судебных решений Верховный Суд РФ указал, что Правительство Российской Федерации, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами, ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья данную категорию граждан.
Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.
Инструкция о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации утверждена Приказом Министра обороны РФ N 534 от 12 ноября 1999 года "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации".
Абзацем вторым пункта 1 Инструкции предусмотрено, что для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более и подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не обеспеченные жильем (далее именуются - военнослужащие), подают в порядке подчиненности рапорт (приложение N 2 к настоящей Инструкции), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (далее именуются - граждане), - заявление (приложение N 3 к настоящей Инструкции) командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
Абзацем 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Поскольку оспариваемые заявителем нормы также содержат дополнительное, не предусмотренное Федеральным законом требование к военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующим на получение сертификата, а именно: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами" либо "не обеспеченные жильем", то с учетом преюдициального значения вышеуказанных судебных решений, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ, необходимо прийти к выводу, что в части указанных слов они должны быть признаны недействующими.
Что же касается того обстоятельства, что должностные лица отказали заявителю во включении в список кандидатов на получение ГЖС от органов военного управления по тому основанию, что Тихонов признан нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в избранном месте жительства, отличном от места военной службы, то оно не может быть оценено при рассмотрении настоящего дела, поскольку дела об оспаривании действий должностных лиц, нарушающих права граждан, Верховному Суду РФ по первой инстанции не подсудны.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
заявление Тихонова Григория Анатольевича удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия абзац 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части слов "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", и второй абзац пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 534 от 12 ноября 1999 года "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации" в части слов "не обеспеченные жильем".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области