ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 ноября 2003 г. N ГКПИ 03-1093
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н., при секретаре Терентьевой С.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Базуевой Елены Николаевны о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2 Разъяснения Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 18 апреля 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 18 апреля 2003 г. N 20/43,
установил:
18 апреля 2003 года принято Разъяснение N 2 Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", в соответствии с п. 2 которого:
В статье 5 Закона от 31 декабря 2002 г. установлено, что он вступает в силу с 1 января 2003 г. В связи с этим, если временная нетрудоспособность наступила до 1 января 2003 г. и продолжается после 1 января 2003 г., за период временной нетрудоспособности с 1 января 2003 г. выплата пособия по временной нетрудоспособности работникам, занятым в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, производится в порядке, установленном Законом от 31 декабря 2002 г.
Базуева Е.Н. обратилась с заявлением в суд, указав, что является работником предприятия, применяющего специальные налоговые режимы, полагает нарушенными свои права на получение пособия по обязательному социальному страхованию от Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем нарушаются ее права, гарантированные ст. 39 Конституции Российской Федерации и ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Базуева Е.Н. свои требования поддержала, считая принятый нормативный правовой акт противоречащим ст. ст. 3, 12 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 года) и ст. 5 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Белобородов Ю.К., Фонда социального страхования Российской Федерации - Орлов Г.А. и Баничев В.Ю., Министерства юстиции Российской Федерации - Ахиба Л.М. просили заявление оставить без удовлетворения.
Заслушав Базуеву Е.Н., представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Белобородова Ю.К., Фонда социального страхования Российской Федерации - Орлова Г.А. и Баничева В.Ю., Министерства юстиции Российской Федерации - Ахиба Л.М., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации и ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 года) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" установлен порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей (ст. 1).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 5 марта 2003 года N 144 в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" утвердило "Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в соответствии с п. 2 которых принято Разъяснение Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Базуева Е.Н. является заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское агентство "Бизнес-Консалтинг" с 16 мая 2002 года, что следует из представленной копии приказа о приеме на работу. В соответствии с листками нетрудоспособности она была освобождена от работы с 12 ноября 2002 года по 8 мая 2003 года.
Из копии Постановления администрации города Озерска Челябинской области от 21 мая 2002 года ООО "Уральское агентство "Бизнес-Консалтинг" зарегистрировано в качестве субъекта малого предпринимательства, из чего следует, что на него распространяются положения оспариваемого нормативного правового акта.
Базуева Е.Н. полагает, что пункт 2 оспариваемого Разъяснения не соответствует законодательству, считает, что при наступлении у нее нетрудоспособности до вступления в законную силу Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" пособие по временной нетрудоспособности подлежит выплате полностью из средств фонда социального страхования, как ранее было предусмотрено Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Однако указанное утверждение Базуевой Е.Н. не основано на действующем законодательстве.
Действительно, у заявительницы право на получение пособия возникло в период действия Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а в связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года (ст. 5) Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (статьей 2) был установлен новый порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) из двух источников: из средств Фонда социального страхования Российской Федерации в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в остальной части за счет средств работодателей.
При таких обстоятельствах оспариваемое Разъяснение, предлагающее при возникновении права на получение пособия по временной нетрудоспособности до вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" выплату пособия по временной нетрудоспособности с 1 января 2003 года производить в соответствии со ст. 2 этого Федерального закона, полностью соответствует упомянутым требованиям федеральных законов, не нарушает прав Базуевой Е.Н. и других граждан.
Приведенные доводы о якобы имевшем место нарушении прав ООО "Уральское агентство "Бизнес-Консалтинг" не могут быть предметом правовой оценки, так как от данного общества с ограниченной ответственностью заявления не поступало, а в соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Базуевой Елены Николаевны о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2 Разъяснения Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 18 апреля 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 18 апреля 2003 г. N 20/43, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области