ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. N АКПИ12-1326
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, недействующими подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам,
установил:
абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, определяет, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пункт 7 Правил устанавливает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям названных Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных данными Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям этих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами (абзац второй).
Пункт 21 Правил закрепляет, что если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Подпункт "в" пункта 34 Правил вводит обязанность потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с данными Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Пункт 35 Правил устанавливает, что потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (подпункт "в"); осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия (подпункт "д"); несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункт "е").
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (абзац первый); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (абзац второй).
Пункт 44 определяет, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.
Пункт 54 Правил регулирует отношения, связанные с самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет порядок осуществления расчета размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу, объема использованного при производстве коммунального ресурса при наличии прибора учета и при его отсутствии, предусматривает определение размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения); устанавливает, что в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования, расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 88 Правил закрепляет, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Пункт 150 Правил предусматривает право потребителя требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157 Правил.
Пункт 10 приложения N 2 к Правилам содержит формулу 10 и ее составляющие, позволяющие определить размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил. Формула представляет собой произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 15 приложения N 2 к этим Правилам предусматривает формулу 13 для определения приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Пункт 16 приложения N 2 к данным Правилам вводит формулу 14 для расчета приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии.
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений в части, предписывающей оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, которые он не заказывает и не потребляет. В связи с этим считает пункты 2, 40, 44, 54, 88 Правил и пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к этим Правилам противоречащими статьям 421, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что требование пункта 7 Правил о соответствии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, условиям, предусмотренным данными Правилами, нарушает принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, пункт 21 Правил незаконно устанавливает ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения; подпункт "в" пункта 34 вводит дополнительную обязанность по снятию показаний приборов учета, по сравнению с потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, чем ухудшает положение заявителя. Считает, что положения подпунктов "в", "д", "е" пункта 35 Правил ограничивают права собственника, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации на использование имущества в отношении внутриквартирного оборудования; пункт 150 Правил ограничивает применение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ссылкой на случаи, предусмотренные пунктом 157 этих Правил.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что действующее федеральное законодательство закрепляет за собственниками жилых помещений обязанность содержать общее имущество в многоквартирном доме и нести расходы на общедомовые нужды.
Выслушав объяснения С., представителей заинтересованного лица Р., П., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2011 г., N 22, в "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила, согласно содержанию пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации относит предоставление коммунальных услуг к деятельности по управлению многоквартирным домом наряду с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, решением вопросов пользования указанным имуществом. Данная норма не предоставляет управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами (далее - управляющие организации), право отказаться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 (части 1 и 12).
Части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации за качество предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома.
В силу части 15 названной нормы Кодекса организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Исходя из содержания приведенных норм коммунальная услуга определяется как деятельность исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающая приобретение соответствующего коммунального ресурса и доставку данного коммунального ресурса в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Оспариваемый заявителем пункт 2 Правил, устанавливающий, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель) по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), не противоречит приведенным выше нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя на статьи 539, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для признания оспариваемого в части пункта 2 Правил недействующим. Указанные заявителем нормы не содержат понятия "коммунальные услуги" и определяют предмет, стороны и содержание договоров, предусматривающих различные виды обязательств.
Утверждение заявителя о том, что понятие "коммунальные услуги" сужает перечень услуг, предоставляемых управляющей организацией, поскольку не относит к ним уборку подъездов и придомовой территории, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы, в том числе по содержанию, текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает указание в договоре управления многоквартирным домом перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с данными нормами Кодекса Правила определяют, что коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским и включает в себя в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункты "г", "д" пункта 11).
Правила содержания общего имущества не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, собственник помещения, внося плату за содержание и ремонт жилого помещения, не оплачивает коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
Таким образом, услуги по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальные услуги являются самостоятельными видами деятельности по управлению многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Пункт 10 части 1 статьи 4 данного Кодекса устанавливает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
По смыслу приведенных законоположений, постановления Правительства Российской Федерации призваны обеспечивать реализацию Жилищного кодекса Российской Федерации, иных законов и указов Президента Российской Федерации.
Право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила закреплено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что свобода договора не носит абсолютный характер и регулируется законом, пункт 7 Правил, принятых в порядке реализации статьи 157 данного Кодекса, не может противоречить пункту 2 статьи 1 и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим принцип свободы договора.
Пункт 21 Правил, оспариваемый заявителем в части, предусматривающей ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, воспроизводит положения части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
Положения статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, не регулируют отношения, связанные с определением границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
С учетом изложенного оснований для признания пункта 21 Правил в оспариваемой части недействующим не имеется.
Заявитель утверждает, что подпункт "в" пункта 34 Правил нарушает принцип равенства, поскольку, закрепляя обязанность потребителей, установивших индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета (далее - индивидуальный прибор учета), ежемесячно снимать и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, вводит дополнительную обязанность, по сравнению с потребителями, у которых приборы учета отсутствуют.
Обеспечивая исполнение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации было вправе установить права и обязанности участников отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг.
Различия в способе расчета размера платы за коммунальные ресурсы установлены законодателем и объективно оправданны, поскольку зависят от наличия или отсутствия приборов учета, что не исключает фактических различий условий реализации способа расчета и необходимости их учета при осуществлении правового регулирования. При таком положении доводы заявителя о нарушении принципа равенства, закрепленного в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются необоснованными.
Следует также учитывать, что подпункт "в" пункта 34 Правил предусматривает случаи, когда в соответствии с оспариваемыми в части Правилами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное лицо) или иная организация.
Пункт 31 Правил, конкретизируя оспариваемое предписание, предусматривает, что исполнитель должен принимать показания индивидуальных приборов учета в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений, в частности по телефону, с использованием сети Интернет.
Таким образом, определяя различные способы и условия исполнения обязанности по снятию и передаче показаний индивидуальных приборов учета и закрепляя возможность ее осуществления другими лицами, оспариваемый подпункт "в" пункта 34 Правил не может рассматриваться как нарушающий права заявителя.
Заявитель, оспаривая подпункты "в", "д", "е" пункта 35 Правил, указывает на противоречие оспариваемых предписаний пункту 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Данные доводы заявителя являются необоснованными.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Пункт 1 части 3 и часть 4 статьи 29 названного Федерального закона также определяют, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 этого Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений таких параметров микроклимата помещений, как температура воздуха внутри здания или сооружения, требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий; расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях.
По смыслу приведенных норм, система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Ограничения по температуре воздуха (до 12 градусов Цельсия) предусмотрены строительными нормами и правилами СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятыми и введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 26 июня 2003 г. N 115 (абзац второй подпункта "б" пункта 5.1).
Приведенное правовое регулирование исключает возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия, однако не отменяет право гражданина, использующего энергию для бытового потребления в необходимом ему количестве, а также право снижать тепловую нагрузку до определенных значений.
С учетом изложенного оспариваемые заявителем подпункты "в", "д", "е" пункта 35 Правил действующему федеральному законодательству не противоречат.
Ссылка заявителя на статью 290 Гражданского кодекса Российской Федерации не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данная норма не устанавливает требования безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации и к микроклимату помещения.
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Пункты 40 и 44 Правил в составе платы за коммунальные услуги отдельно определяют плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, и в связи с этим в указанной части не противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом договорного характера отношений по предоставлению коммунальных услуг утверждение заявителя о том, что он вынужден оплачивать услуги, которые не потреблял и не заказывал, нельзя признать обоснованными.
Доводы заявителя о том, что закрепленный пунктом 44 Правил порядок расчета и распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего каждому потребителю в многоквартирном доме, противоречит статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Установленный в статье 37 названного Кодекса принцип определения размеров долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует рассматривать в качестве общего правила, подлежащего применению в связи с использованием общего имущества, несением обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 39 Кодекса).
Правительство Российской Федерации в силу полномочий, закрепленных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, по определению особенностей предоставления коммунальных услуг, в том числе с использованием показаний различных приборов учета, было вправе применить данное правило и при определении объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение (далее - помещение).
Пункт 10 приложения N 2 к этим Правилам содержит формулу определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения с использованием показателя объема, рассчитанного в соответствии с указанным выше правилом пропорционального распределения.
Пункты 15 и 16 приложения N 2 к Правилам содержат формулы 13 и 14, определяющие приходящийся на помещение объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальным прибором учета и при отсутствии в доме во всех жилых и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета соответственно.
Согласно данным формулам объем тепловой энергии, приходящийся на помещение, определяется с учетом правила о распределении объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды пропорционально площади помещения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иные правила и показатели расчета этого объема, не имеется.
При таком положении пункт 44 Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к этим Правилам не противоречат действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что при транзитной подаче коммунального ресурса данные формулы применять нельзя, поскольку общедомовые приборы учета фиксируют потребление коммунального ресурса не только в помещениях многоквартирного дома, но и в других зданиях, не могут являться основанием для признания оспариваемых предписаний недействующими.
В состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.
Ссылка заявителя на часть 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не может являться основанием для признания оспариваемых пунктов 40 и 44 недействующими, поскольку ими не определяются методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Заявитель оспаривает пункт 54 Правил, полагая, что содержащийся в нем порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, произведенные исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, позволяет оплачивать потребленный ресурс дважды в виде платы за использованный ресурс для приготовления горячей воды и непосредственно за горячую воду, что нарушает его права на пользование принадлежащим ему имуществом (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 54 Правил закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данное правило при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), необходимо учитывать, что оспариваемая норма предписывает определять указанный размер в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к этим Правилам как сумму двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду, и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. Следовательно, в случае, если один коммунальный ресурс используется и для предоставления соответствующего вида коммунальной услуги, и для производства и предоставления другого вида коммунальной услуги, объем ресурса, затраченного на каждый вид коммунальной услуги, фиксируется отдельно.
При отсутствии приборов учета, фиксирующего объем коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги, с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, объем такого ресурса определяется по удельным расходам на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
С учетом изложенного отсутствуют основания для вывода о нарушении оспариваемой нормой прав заявителя.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, исполнитель не вправе перераспределять суммы платежей за коммунальные услуги, не оплаченные плательщиком либо предоставление которых не прерывается при временном отсутствии плательщика, между остальными плательщиками по данному дому, за исключением случаев, когда перерасчет платежей за период временного отсутствия осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что плата за коммунальные услуги включает плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, оспариваемый заявителем пункт 88 Правил, исключающий пересчет размера этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, полностью соответствует приведенной норме названного Кодекса.
Заявитель также полагает, что пункт 150 Правил в той части, в которой данная норма ограничивает право потребителя требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", случаями, перечисленными в пункте 157 Правил, противоречит статье 4 данного Закона, статьям 721 - 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил, раскрывающему содержание понятий, используемых в данных Правилах, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Следовательно, Правила распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, жилым домом, домовладением, а не только на граждан, использующих коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и в силу этого являются актом, носящим гражданско-правовой характер, регулирующим отношения, отдельные виды которых не подпадают под предмет регулирования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пункт 150 в оспариваемой части носит разрешительный характер и не отменяет право гражданина, использующего коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предъявление к исполнителю требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Ссылки заявителя на статьи 721 - 723 Гражданского кодекса Российской Федерации ошибочны, поскольку ими регулируются отношения, связанные с качеством выполненных по договору подряда работ, а не отношения, связанные с осуществлением деятельности по предоставлению коммунальных услуг.
С учетом изложенного Правила в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, недействующими подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области