Решение Верховного Суда РФ от 03.09.2003 N ВКПИ03-74 <Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично незаконными пункта 16 "Правил выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов...", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2002 N 168 и абзаца третьего раздела 4 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утв. Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 N 71>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-74

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                        Захарова Л.М.,
    при секретаре                                   Мизюлине Е.В.,
    с участием старшего военного прокурора
    отдела Главной военной прокуратуры               Пайгина Р.Х.,
    заявителя                                       Сутягина В.М.,
    его представителя                                 Реброва Н.И.
    и представителей Правительства РФ              Коненковой А.Б.
                                                   и Картуха Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сутягина В.М. на п. 16 Правил выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты",

установил:

Сутягин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".

В судебном заседании заявитель изменил свои требования и просил, кроме признания не соответствующим закону п. 16 Правил, признать противоречащим закону абзац 3 четвертого раздела (Граждане - участники программы) федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 N 71 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 315).

Заявитель утверждает, что пункт 16 Правил, в части слов "в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", и абзац 3 четвертого раздела (Граждане - участники программы) федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "из общего числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий", противоречат требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку Закон, в отличие от обжалуемых правовых норм, не предусматривает в качестве обязательного условия время постановки на учет для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления.

По мнению Сутягина, в соответствии с п. 14 ст. 15 указанного выше Закона право на обеспечение жильем путем получения государственного жилищного сертификата (далее - ГСЖ) возникает со дня прибытия военнослужащего на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а не со дня постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения Сутягина В.М., его представителя Реброва Н.И. в обоснование заявленных требований, представителей Правительства Российской Федерации Коненковой А.Б. и Картуха Д.В., возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования Сутягина В.М. удовлетворению не подлежат.

Обжалуемые Сутягиным правовые нормы устанавливают очередность граждан - участников Программы для получения жилищных сертификатов в той хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах Федеральной жилищной политики" N 4218-1 от 24 декабря 1992 года (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ) определяет, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах.

Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) определено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315).

Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Таким образом, вопреки мнению заявителя, анализ вышеперечисленных правовых норм дает основания полагать, что каких-либо несоответствий между положениями п. 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и требованиями пункта 16 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также абзацем 3 четвертого раздела (Граждане - участники программы) федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "из общего числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий", не имеется.

Что же касается утверждения Сутягина В.М. о том, что он прибыл к избранному месту жительства в 1993 году, а поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь в 1996 году, то вопрос, связанный с правильностью его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения государственного жилищного сертификата, должен быть разрешен в соответствующем районном суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении жалобы Сутягина Виктора Михайловича о признании незаконным и не действующим со дня опубликования пункта 16 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части слов "в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также о признании не соответствующим закону абзаца 3 раздела 4 (Граждане - участники программы) федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 N 71 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 315), в части слов "из общего числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий" - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья
Верховного Суда РФ
Л.М.ЗАХАРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области