Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2000 N ГКПИ00-12 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично незаконными (недействительными) "Ставок сборов с судов в морских портах Российской Федерации", утвержденных Минэкономики РФ 04.08.1995>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2000 г. N ГКПИ 00-12

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                            Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
    с участием прокурора                            Коптевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого внешнеторгового акционерного общества "Разноимпорт" о признании частично незаконными (недействительными) "Ставок сборов с судов в морских портах Российской Федерации", утвержденных Министерством экономики Российской Федерации 4 августа 1995 года,

установил:

4 августа 1995 года Министерством экономики Российской Федерации были утверждены Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации (далее - Ставки), зарегистрированные 28 октября 1996 года в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Пунктами 1.1 и 6 Ставок сборов установлен якорный сбор, размер которого исчисляется в соответствии с таблицей 6, являющейся приложением к Ставкам.

ОВАО "Разноимпорт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными (недействующими) Ставок сборов в части, устанавливающей якорный сбор, ссылаясь на то, что они приняты с нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании представители ОВАО "Разноимпорт" Басистов А.Е. и Владыкин В.Ю. поддержали заявленные требования и просили признать незаконными Ставки сборов в части, устанавливающей якорный сбор, с момента их принятия.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Рейварт П.К., Семеновская Т.В., Министерства экономики Российской Федерации Комаров С.П., Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Болдов А.А., Калмыкова Е.В. и Проскурина В.М., Министерства юстиции Российской Федерации Богданова В.В. требования заявителя не признали и просили суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей оставить требования заявителя без удовлетворения, суд находит, что заявление ОВАО "Разноимпорт" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" предусмотрено, что на территории РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному соглашению.

В соответствии со статьей 72 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР в морских портах могли взиматься корабельный, причальный и грузовые сборы в размерах и порядке, устанавливаемых Министерством морского флота СССР.

Другие портовые сборы могли устанавливаться Министерством морского флота СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР.

В силу пункта 2 раздела второго (заключительные и переходные положения) Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Таким образом, действовавшее в 1995 году на территории Российской Федерации законодательство Союза ССР допускало возможность установления якорного сбора, поскольку данный сбор является разновидностью портового сбора.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" право устанавливать и регулировать портовые сборы было предоставлено Госкомцен Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации.

В связи с реорганизацией структуры федеральных органов исполнительной власти пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции Госкомцен Российской Федерации были переданы Министерству экономики Российской Федерации.

Следовательно, 4 августа 1995 года Министерство экономики Российской Федерации вправе было по представлению Министерства транспорта Российской Федерации утвердить Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации, предусмотрев в них и такой вид регулируемого портового сбора, как якорный сбор.

Согласно пункту 11 действовавших на момент утверждения оспариваемого правового акта Правил подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 722, Ставки сборов могли быть утверждены Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации.

Не противоречила статье 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации N 722 и выбранная Министерством экономики Российской Федерации форма правового акта - "Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации".

Не может служить основанием к признанию Ставок сборов недействительными и принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации". Данное Постановление не содержит положения о том, что все ранее принятые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут применяться (либо подлежат отмене), если изданы в форме, не предусмотренной статьей 3 Правил.

Является несостоятельным и довод заявителя о том, что оспариваемый акт следует признать недействительным, поскольку вступивший в действие с 1 мая 1999 года Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации не предусматривает взимание такого вида портового сбора, как якорный.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 названного Кодекса деятельность морских портов должна регулироваться федеральным законом о морских портах Российской Федерации. Однако, до принятия данного закона, в силу пункта 4 статьи 428 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации сохраняют силу нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области торгового мореплавания. К числу таких актов относится и оспариваемый заявителем правовой акт Министерства экономики Российской Федерации.

В настоящее время функции по регулированию деятельности морских портов, включая установление портовых сборов, отнесены к компетенции Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По мнению этого Министерства, при утверждении в 1995 году Ставок сборов Министерство экономики Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции. В настоящее время МАП России разрабатывается новый правовой акт о портовых сборах в морских торговых портах Российской Федерации, в котором, как и в ныне действующих Ставках сборов, предусматривается взимание с судов якорного сбора.

С учетом вышеизложенного суд не может согласиться с доводами заявителя о наличии правовых оснований для признания незаконными с момента принятия Ставок сборов с судов в морских портах Российской Федерации в части установления и взимания якорного сбора.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 210, 231, 232 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

открытому внешнеторговому акционерному обществу "Разноимпорт" в удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области