Решение Верховного Суда РФ от 02.06.2004 N ГКПИ04-682 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утв. Постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, в части деления грузов на тарифные классы и установления по ним различающихся по размеру коэффициентов>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2004 г. N ГКПИ04-682

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Баенском А.А.,
    с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующими положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, в части деления грузов на тарифные классы и установления по ним различающихся по размеру коэффициентов,

установил:

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, в части деления грузов на тарифные классы и установления по ним различающихся по размеру коэффициентов.

Как указывает заявитель, в указанном Прейскуранте на железных дорогах для отправки грузов зафиксирована система дифференцированных грузовых железнодорожных тарифов, согласно которой все грузы по условиям тарификации разделены на три тарифных класса (раздел 1 пункт 1.10) и соответственно на каждый класс установлены свои коэффициенты (приложение 3 к разделу 2). Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, деление грузов на тарифные классы и применение поправочных коэффициентов создает предпосылки к недобросовестной конкуренции и нарушению прав граждан.

Заявитель И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители: заинтересованных лиц ФЭК России Исупов Н.Д., Теплов А.С., Минюста России Меркулова Л.Я., привлеченного к участию в деле на стороне заинтересованных лиц ОАО "Российские железные дороги" в лице Макарова Д.Ю. и Богачевой Н.А., возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц ФЭК России Исупова Н.Д., Теплова А.С., Минюста России Меркуловой Л.Я., привлеченных к участию в деле представителей ОАО "РЖД" Макарова Д.Ю., Богачевой Н.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2 (в ред. Постановления ФЭК РФ от 21.10.2003 N 85-т/1, с изм., внесенными Постановлением ФЭК РФ от 30.12.2003 N 112-т/4).

Настоящее Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, применяются на всех линиях железных дорог федерального железнодорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1.10 Прейскуранта N 10-01 тарифы раздела 2 настоящего Тарифного руководства дифференцированы по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй, третий.

Тарифные классы грузов приведены в таблице N 1 приложения 2 настоящего Тарифного руководства, в котором представлен также перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), издаваемой отдельно.

Поправочные коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозку грузов первого, второго и третьего тарифного класса в зависимости от расстояния перевозки, приведены в таблице N 2 и пункте 2 приложения 3 настоящего Тарифного руководства.

Поправочные коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозку грузов повагонными и контейнерными отправками с (на) железнодорожной станции РЖД назначением в/из Калининградскую область, а также экспортных и импортных грузов через порты Калининградской области, приведены в таблице N 3 приложения 3 настоящего Тарифного руководства.

Дополнительные поправочные коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозку ряда грузов, приведены в таблице N 4 приложения 3 настоящего Тарифного руководства.

Верховным Судом РФ проверена законность положений абзацев 1 и 3 п. 1.10 Прейскуранта N 10-01 (решение суда от 24 мая 2004 г. по делу N 04-621 по заявлению ОАО "Архбум" о признании противоречащим законодательству абз. 1 и 3 п. 1.10 раздела 1; пп. 2.16.1 раздела 2; раздела 2 таблицы N 2 и п. 4 примечания таблицы N 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, в части установления дифференцированной платы за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов в зависимости от тарифного класса ранее перевозимого груза с применением дополнительных коэффициентов), в связи с чем требования И. в этой части судом оставлены без рассмотрения.

Как пояснили суду представители ФЭК России Исупов Н.Д. и Теплов А.С., Федеральная энергетическая комиссия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте.

Органами регулирования естественных монополий в силу статьи 6 Федерального закона "О естественных монополиях" могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в т.ч. ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

В соответствии с пунктом 2 настоящего Положения формирование государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и рассмотрение предложений по ее совершенствованию осуществляются Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте.

На основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте ФЭК России осуществляет государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки путем утверждения и введения в действие тарифов.

Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования действует на основании Постановления Правительства РФ от 22 января 2001 г. N 42 и является органом, координирующим деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию тарифной политики на железнодорожном транспорте общего пользования с целью соблюдения интересов государства, транспортных отраслей и потребителей услуг железнодорожного транспорта общего пользования. Данная Комиссия имеет право образовывать в установленном порядке из представителей федеральных органов исполнительной власти и специалистов организаций рабочие группы для подготовки материалов к заседаниям Комиссии.

Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов, и доводятся до них в виде выписок из протоколов ее заседаний.

Из объяснений представителя ОАО "РЖД" Макарова Д.Ю. в суде следует, что в целях создания необходимых экономических предпосылок для увеличения производства и расширения рынков сбыта отечественной продукции, развития конкуренции на товарном рынке и укрепления экономики регионов страны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 1995 г. N 706 "О совершенствовании системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" на железнодорожном транспорте с 1 августа 1995 г. введена система дифференциации тарифов по тарифным классам грузов.

В рамках работы Комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования над проектом нового Прейскуранта N 10-01 был разработан план унификации тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и методология формирования нового прейскуранта тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Решением Комиссии был утвержден Примерный план выполнения работ по вводу в действие нового Прейскуранта N 10-01 и образована Рабочая группа, в состав которой вошли представители ФЭК России, МПС России, Минтранса России, Минэкономразвития России, МАП России, Минфина России (протокол заседания Комиссии от 17 апреля 2002 г. N 4).

Рабочей группой на основе проведенного экспертами всестороннего экономического анализа рассматривались различные варианты построения Прейскуранта N 10-01, вырабатывались согласованные решения, которые затем утверждались Комиссией.

Так, Рабочая группа согласилась с предложением о необходимости дифференциации перевозимых грузов по тарифным классам (протокол от 29 июля 2002 г. N 10).

Из содержания абзаца 2 пункта 1.10 раздела 1 Прейскуранта N 10-01 следует, что тарифные классы грузов приведены в таблице N 1 приложения 2 Тарифного руководства, в котором представлен также перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

По объяснениям представителя ОАО "РЖД" Богачевой Н.А., в Перечне позиций ЕТСНГ для каждой позиции указан тарифный класс и минимальная весовая норма загрузки, что учитывается при определении платы за перевозку. Грузы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, отнесены ко второму тарифному классу, и определение платы за перевозку этих грузов осуществляется по отдельной тарифной схеме, предусмотренной пунктом 2.27 раздела 2 Тарифного руководства, и она значительно ниже. Согласно абзацу 4 пункта 1.10 раздела 1 Прейскуранта N 10-01 поправочные коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозку грузов повагонными и контейнерными отправками с (на) железнодорожной станции РЖД назначением в/из Калининградскую область, а также экспортных и импортных грузов через порты Калининградской области, приведены в таблице N 3 приложения 3 настоящего Тарифного руководства.

Как пояснил суду представитель ФЭК России Теплов А.С., при определении платы за перевозки грузов в/из Калининградской области установлены понижающие коэффициенты, что видно из таблицы N 3 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01. Приведенные в таблице N 4 приложения 2 дополнительные поправочные коэффициенты для ряда грузов применяются для того, чтобы не изменять средний уровень тарифов.

Приложение 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 содержит поправочные коэффициенты к платам за перевозку по российским железным дорогам грузов, а также к платам за услуги инфраструктуры в зависимости от тарифного класса груза, направления и дальности перевозки, а также за перевозки ряда грузов.

Из представленного суду протокола заседания Рабочей группы от 6 декабря 2002 г. N 21 следует, что при определении платы за перевозки грузов первого тарифного класса в зависимости от расстояния перевозки установлены понижающие коэффициенты.

При определении платы за перевозки грузов второго и третьего тарифных классов установлены коэффициенты: 1,0 - для грузов второго класса; 1,74 - для грузов третьего тарифного класса.

Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в статье 4 предусматривает, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;

обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

В статье 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Установление органом, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, тарифов на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте, не может рассматриваться как ограничение движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке.

В силу статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозки грузов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок грузов и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 790 предусматривает, что плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Установление ФЭК России тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, является государственным регулированием в сфере естественной монополии, обеспечивающим доступность грузоотправителям пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Прейскурант N 10-01 устанавливает единые тарифы на перевозку грузов для всех грузоотправителей и не ограничивает конкуренцию.

Предпринимательская деятельность есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Установленные федеральным органом исполнительной власти тарифы являются обязательными для пользователей услугами железнодорожного транспорта независимо от их организационно-правовой формы.

Оспариваемый нормативный правовой акт обеспечивает гражданам и юридическим лицам равные правовые условия для их доступа к услугам, выполняемым российскими железными дорогами.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушает права и законные интересы граждан и организаций, заявление И. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление И. о признании недействующими положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, в части деления грузов на тарифные классы и установления по ним различающихся по размеру коэффициентов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области