Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2009 N ГКПИ09-1085 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 1 раздела IV Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. Приказом Минздравмедпрома от 29.04.1994 N 82>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1085

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мительман Любови Геннадьевны о признании частично недействующим пункта 1 раздела IV Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 82,

установил:

Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29 апреля 1994 г. N 82 утверждено Положение о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий (далее - Положение). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1 июня 1994 г. N 588 и официально опубликован в "Российских вестях", N 108, 15 июня 1994 г.

В соответствии с пунктом 1 раздела IV Положения обязательному вскрытию и регистрации в протоколе патолого-анатомического исследования подлежат все умершие в лечебных учреждениях новорожденные, а также мертворожденные массой 500 г и более, длиной тела 25 см и более, при сроке беременности 22 недели и более с оформлением протокола вскрытия, включая случаи после прерывания беременности по медико-генетическим и социальным показаниям. Врачебное свидетельство выдается на мертворожденных и умерших новорожденных детей с массой тела 1000,0 г и более, длиной тела 35 см и более (срок гестации 28 недель и более). На новорожденных с массой тела от 500,0 г до 999,0 г, длиной тела 25 - 34 см (срок гестации 22 - 27 недель) свидетельство выдается в случае, если они прожили полных 7 суток.

Мительман Л.Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 раздела IV Положения в части, предусматривающей, что врачебное свидетельство выдается на мертворожденных и умерших новорожденных детей с массой тела 1000,0 г и более, длиной тела 35 см и более (срок гестации 28 недель и более); на новорожденных с массой тела от 500,0 г до 999,0 г, длиной тела 25 - 34 см (срок гестации 22 - 27 недель) свидетельство выдается в случае, если они прожили полных 7 суток.

По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3, 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", статьям 7, 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", поскольку не предусматривает выдачу врачебного свидетельства в случае смерти новорожденного, не соответствующего этим антропометрическим параметрам.

Также указала, что на основании оспариваемой нормы она была лишена права получить врачебное свидетельство о смерти ребенка и зарегистрировать этот факт в органах записи актов гражданского состояния, в связи с чем возникли проблемы с его погребением.

В судебное заседание Мительман Л.Г. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя Подопригин В.Е. в судебное заседание явился и поддержал заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреева А.А., Байбарина Е.Н., Филиппов О.С., Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ принят в соответствии со статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, оспариваемое положение каким-либо нормам федерального законодательства, имеющего высшую юридическую силу, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление Мительман Л.Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 797 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 374), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивавшим проведение государственной политики в области здравоохранения, и в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации издавал приказы.

Таким образом, оспариваемый Приказ издан в пределах предоставленных Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации полномочий.

Правоспособность гражданина согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" гарантирует каждому человеку после его смерти погребение (пункт 1 статьи 7), родственникам умершего выдачу документов, необходимых для погребения умершего (пункт 1 статьи 8).

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти; государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

Не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения приведенным положениям федерального законодательства.

Понятия "рождение человека", "роды", "жизнеспособность", "перинатальный период" и "перинатальная смерть" являются медицинскими и их определения содержатся только в научной и медицинской литературе.

Так, под "родами" понимается физиологический процесс отделения от материнского организма продукта зачатия, способного к жизни вне организма матери во внешней среде. Родившимися жизнеспособными считаются новорожденные с массой тела 1000 г и более (а если масса при рождении неизвестна - длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), а также новорожденные с массой тела от 500 до 999 г, если прожили 168 часов после рождения (л.д. 42 - 64).

Согласно пункту 4 Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 декабря 1992 г. N 318/190, перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного.

Под перинатальной смертью понимается смерть ребенка (независимо от ее причин) в перинатальный период, который охватывает внутриутробное развитие плода, начиная с двадцать восьмой недели беременности, период родов и первые семь суток жизни ребенка.

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Всемирной Организацией Здравоохранения плоды с массой тела до 1000 г не включаются в статистику перинатальной смертности, если нет юридических и иных оснований для обратного (раздел 5.3.7 МКБ-10, том 2, ВОЗ, Женева, 2003 г., стр. 148).

Как пояснили суду представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Байбарина Е.Н., Филиппов О.С., являющиеся специалистами в области акушерства и гинекологии, понятия "роды", "рождение человека" следует разграничивать с таким медицинским понятием как "выкидыш", под которым понимается естественное или искусственное преждевременное прерывание беременности, когда плод еще нежизнеспособен вне тела матери. По рекомендации ВОЗ, в том случае, если беременность прерывается при сроке 22 недели и более, масса плода составляет 500 г и более, а новорожденный выживает в течение 7 дней, роды считаются преждевременными с экстремально низкой массой плода. Смерть ребенка, родившегося после 22 недель гестации (масса 500 г и более), через 7 дней после рождения входит в показатель перинатальной смертности.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации смерть ребенка, родившегося после 22 недель гестации (масса 500 г и более) и прожившего полных 7 суток, приравнивается к смерти ребенка в перинатальный период и в этом случае выдается врачебное свидетельство о перинатальной смерти, которое является основанием для государственной регистрации рождения и смерти ребенка.

Несостоятельными являются доводы заявителя о нарушении ее права на погребение умершего ребенка.

Как пояснили суду представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в тех случаях, когда врачебное свидетельство не выдается, по просьбе родственников выдается выписка из истории болезни, которая не является основанием для государственной регистрации смерти в органах ЗАГС, но является документом, достаточным для погребения умершего.

Данные объяснения подтверждаются и объяснениями представителя заявителя, пояснившего, что заявительнице была выдана выписка из истории болезни, на основании которой было произведено погребение.

Таким образом, пункт 1 раздела IV Положения в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Мительман Любови Геннадьевны о признании частично недействующим пункта 1 раздела IV Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 82, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области