Решение Верховного Суда РФ от 01.08.2013 N ГКПИ13-530 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4.5 Приказа СК России от 15.01.2011 N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. N ГКПИ13-530

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.

с участием прокуроров Кочура А.А., Сильченко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Н.Н. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4.5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации",

установил:

15 января 2011 г. Следственным комитетом Российской Федерации (далее - СК России) издан приказ N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - Приказ).

Согласно абзацу пятому пункта 4.5 Приказа к компетенции военных следственных органов СК России отнесено рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных работниками открытого акционерного общества "Оборонсервис" и управляемых им открытых акционерных обществ, общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России) в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Д.Н.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца пятого пункта 4.5 Приказа в части отнесения к юрисдикции военных следственных органов СК России рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных работниками открытого акционерного общества "Оборонсервис" и управляемых им открытых акционерных обществ, ссылаясь на то, что Приказ не зарегистрирован и не опубликован, оспариваемое нормативное положение необоснованно расширяет установленные уголовно-процессуальным законом полномочия военных следователей СК России за счет полномочий следователей иных правоохранительных ведомств, изменяет установленную статьей 151 УПК РФ подследственность целого ряда статей УК РФ, в том числе статьи 165 УК РФ.

В обоснование заявленного требования заявитель указала, что она является работником открытого акционерного общества, подчиненного ОАО "Оборонсервис", в отношении ее военным следственным отделом СК России возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 165 УК РФ; оспариваемое положение нарушает ее право на производство предварительного следствия по данному уголовному делу следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании Д.Н.Н. и В., представляющий интересы Д.Н.Н., поддержали заявленные требования.

Представители СК России Д.Н.В., Н., Т., возражая против доводов заявителей, пояснили, что Приказ не зарегистрирован и не опубликован, поскольку не носит межведомственного характера, права и свободы человека и гражданина не затрагивает, правовой статус организаций не устанавливает. Оспариваемая норма не противоречит положениям УПК РФ, не изменяет подследственность уголовных дел, установленную статьей 151 УПК РФ, лишь закрепляет полномочия за военными следственными органами СК России, права и законные интересы граждан не нарушает.

Выслушав и обсудив доводы заявителя и его представителя, возражения представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокуроров Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кочура А.А. и Сильченко С.Н., полагавших в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ) председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Согласно подпункту 8 пункта 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 (далее - Положение о СК России), председатель Следственного комитета издает нормативные правовые акты Следственного комитета, в том числе совместно с руководителями федеральных органов государственной власти, заключает международные соглашения межведомственного характера в установленной сфере деятельности.

Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ и пунктом 43 Положения о СК России, устанавливает юрисдикцию специализированных следственных органов СК России, образованных в системе данного комитета, в том числе военных следственных органов СК России и входящих в их структуру следственных подразделений (преамбула, пункт 1 Приказа).

В силу пункта 2 Приказа юрисдикция специализированных следственных органов СК России определяется совокупностью правомочий по рассмотрению сообщений о преступлении и расследованию преступлений отдельных видов в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации для следователей СК России, совершенных: на территории, не соответствующей административно-территориальному делению Российской Федерации (экстерриториальная подследственность); в отношении определенного круга лиц (подследственность по специальному субъекту преступления).

Пунктом 4 Приказа специализированным (в том числе военным) следственным органам СК России на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов СК России предписано осуществлять полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для СК России, в пределах соответствующей компетенции. В развитие пункта 4 Приказа пунктами 4.1 - 4.5 определена юрисдикция специализированных следственных органов, в том числе военных следственных органов СК России.

Из приведенных положений Приказа следует, что действие пунктов 4.1 - 4.5 Приказа распространяется только на уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности следователей СК России пунктом 1 части 2, пунктом 7 части 3, частями 5 - 7 статьи 151 УПК РФ, а также на дела, переданные в СК России в порядке пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Таким образом, абзац пятый пункта 4.5 Приказа в оспариваемой части не противоречит статье 151 УПК РФ. В связи с этим довод заявителя об изменении оспариваемым нормативным положением подследственности ряда статей УК РФ не может быть признан обоснованным.

Неправильное применение и толкование оспариваемого положения не является основанием для признания нормативного правового акта недействующими.

Часть 4 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ (введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) предусматривает государственную регистрацию и опубликование в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов СК России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Оспариваемый нормативный правовой акт регистрации и опубликованию не подлежит, поскольку принят до введения в действие приведенного законоположения, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не затрагивает, не устанавливает правовой статус организаций и не имеет межведомственного характера. Приказ является организационно- распорядительным документом по вопросу деятельности СК России, распространяет свое действие исключительно на специализированные (в том числе военные) следственные органы СК России, входящие в его систему.

Приказ размещен на официальном сайте СК России (www.sledcom.ru.), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, опубликован в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Председателя СК России, размещен в свободном доступе в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д.Н.Н. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4.5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области